like
like
Новости Новости собора
МЫ В ЭТО НЕ ИГРАЕМ
31 Октября 2014 г.

    

Наступает хэллоуин, магазины объявляют скидки, на прилавках появляются маски – и нам, православным христианам, приходится решать, как к этому относиться.

Исторически хэллоуин восходит к кельтскому празднику Самайн, знаменовавшему завершение «светлого» времени года и переход к «темному». Скот возвращали с пастбищ, часть закалывали на зиму. Считалось, что в это время стена между обычным и сверхъестественным миром истончается и в мир могут приходить сиды – сверхъестественные существа с той стороны.

Эти существа описываются по-разному – то как поразительно прекрасные, то, напротив, как уродливые и злобные; иногда они отождествляются с неупокоенными духами умерших, которых должно почтить, чтобы избежать с их стороны всяких неприятностей.

Чтобы задобрить пришельцев из другого мира и заручиться их расположением, кельты устраивали празднество и приносили им жертвы. Мы не знаем, были ли во время Самайна жертвы человеческие – но точно знаем, что сами по себе человеческие жертвоприношения у кельтов существовали. Современные археологи раскапывают их святилища – со специальными углублениями для отрезанных голов. Человеческие жертвоприношения упоминаются и римскими авторами – хотя они и сами были язычниками, кельтское обряды производили на них весьма мрачное впечатление. В своих «Записках о галльской войне» Юлий Цезарь пишет: «Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени».

    

По мере христианизации кельтских народов Самайн был отчасти вытеснен праздновавшимся в то же время днем Всех святых, языческие элементы в нем смягчились, и он приобрел свое текущее название «Halloween» – от «All Hallows' Eve» или «All Saints' Eve» – канун дня Всех святых.

Ирландские и шотландские иммигранты привезли этот праздник в США, где он приобрел большую популярность, не в последнюю очередь из-за коммерческого интереса производителей маскарадных костюмов, светильников-тыкв и прочей атрибутики.

Со временем в праздновании хэллоуина оставалось всё меньше от его языческого прошлого, и его можно было бы сравнить с чем-то вроде нашей масленицы – в которой смутно угадываются какие-то дохристианские элементы, но совершенно уже стертые и вытесненные новым содержанием.

Но начиная примерно с последней четверти XX века в тех же США и Великобритании происходит активное возрождение язычества – а интерес к оккультизму и в этих странах, и, увы, повсеместно никогда и не угасал. Тот же ритуал с «плетеным человеком» (разумеется, теперь без человеческих жертв внутри) проводят современные неоязыческие группы, хэллоуин – важный и знаковый день для тех, кто ищет «возродить древнюю мудрость».

    

Конечно, большинство из тех, кто празднует хэллоуин, и не помышляют о жертвоприношениях духам и вообще видят в колдовском и оккультном антураже праздника не больше чем веселое развлечение. Они просто не верят в реальность тех падших духов, которых пытались задобрить несчастные язычники.

Однако христианам лучше уклоняться от подобного рода веселья – по ряду причин.

Христианин не может – даже в шутливом и игровом контексте – ассоциировать себя с духовными силами зла.

Христианин не может – даже в шутливом и игровом контексте – ассоциировать себя с духовными силами зла. Приведу аналогию. Несколько лет назад один из членов английской королевской семьи, принц Гарри, явился на какой-то вечеринке в нацистской форме. Всем было ясно, что Гарри никакой не нацист и нацизму никак не симпатизирует, а просто все выряжались кто во что горазд, вот ему и показалось забавным нарядиться нацистским офицером. Тем не менее, поступок принца вызвал всеобщее возмущение, ему пришлось извиняться – потому что английскому принцу, да и порядочному человеку вообще, неприлично наряжаться в нацистскую форму.

Христианину еще более неприлично наряжаться колдуном, ведьмой или чертом.

    

Другая причина – мы не можем провести грань, когда шутливый и игровой интерес к потустороннему переходит во вполне реальное увлечение оккультизмом и некромантией. Несерьезный и игровой характер праздника может быть своего рода туманом или дымовой завесой, в глубине которой скрывается нечто гораздо более серьезное. Да, вероятно, большинство людей, вступивших в туман, до этого не дойдет – но эта сердцевина, этот более глубокий оккультный слой там есть.

Сталкиваясь с нашими ближними, празднующими хэллоуин, нам стоит проявлять миссионерскую мудрость и не начинать разговор с критики и упреков – которые людям, часто абсолютно незнакомым с православной верой, могут показаться совершенно непонятными. Но мягко уклоняться от такого рода празднеств – это тоже христианское свидетельство миру. Есть вещи, в которые мы не играем, – даже если все уверены, что это только игра.

Сергей Худиев


ПРАВОСЛАВИЕ.RU

Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.