В последние годы с приближением мая все чаще можно увидеть на российских дорогах автомобили с красивой надписью на заднем стекле: «Спасибо деду за победу!» Или иногда: «Спасибо бабушке и деду за их великую Победу». И это не может не радовать! Благодарное отношение к памяти предков в любом народе является основой его здоровья и развития. Тем более это радует в нашей стране, где традиция почитания старших, в отличие, к примеру, от народов Востока, нередко выглядит утерянной.
Тем не менее для верующего человека недостаточность отмеченной фразы очевидна. Любые героические усилия и человеческие жертвы могут быть бесплодными, если они не будут поддержаны Божественной волей и Божиим благословением:
Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий[1] (Пс. 26, 1).
Чтобы увидеть духовные смыслы нашей победы, необходимо обратиться к историческим событиям, предшествующим самой войне. Большевистская власть, построившая новое государство на обломках рухнувшей Российской империи, с первых же дней объявило борьбу с религией одним из основополагающих принципов своего существования. Любая форма религиозности объявлялась предрассудком, наследием буржуазного общества. В «светлом будущем» не было места религиозным верованиям. Предполагалось, что достижение земного рая должно полностью вытеснить из советского человека желание рая небесного.
За довоенные без малого четверть века власть большевиков достигла колоссальных, на первый взгляд, успехов в борьбе с религией, и в первую очередь с Православием:
«К 1939 г. Русская Православная Церковь как организационная структура в результате жесточайших гонений и открытого террора была практически разгромлена»[2].
Во всей Русской Церкви оставалось всего четыре правящих архиерея:
«Епархий как административных единиц в 1939 г. уже почти не существовало, и отдельные приходы поддерживали нерегулярную связь с Патриархией»[3].
В 25 областях Российской Федерации и в 6 украинских областях к тому времени не было ни одного действующего храма[4].
Руководитель «Союза воинствующих безбожников» Миней Израилевич Губельман, известный под псевдонимом Емельян Ярославский, еще в 1938-м г. озвучил задачу полного устранения влияния религии на жизнь советских граждан в ближайшее время:
«Если мы усилим свою работу, – призывал главный безбожник страны, – то следующее десятилетие станет временем полного освобождения масс от реакционного влияния религии»[5].
«Накануне Великой Отечественной войны казалось, что ВКП(б) близка к достижению провозглашенной цели. “Бесцерковные” и “безбожные” деревни, поселки, города, районы и целые области насчитывались десятками и сотнями»[6].
Война заставила власть пересмотреть свое отношение к Церкви. Перепись населения 1937 г. показала, что большую часть населения страны составляют люди верующие. Изменение религиозной политики было вынужденным действием советской власти, направленным на использование всех существующих ресурсов, что явилось одной из форм реализации лозунга: «Все для фронта, все для победы!»
В самих словах обращения Иосифа Сталина к народу: «Братия и сестры!», прозвучавших 3 июля 1941 г. на всю страну, можно было заметить возврат к христианским понятиям. Уже в июле 1941 г. Сталин встречается с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). К осени полностью прекращается антирелигиозная пропаганда и сворачивается антирелигиозная периодика. К этому же времени не только почти заканчиваются аресты священнослужителей, но и начинается процесс освобождения священников и архиереев. В феврале 1942 г. возобновляется издательская деятельность Русской Православной Церкви. В апреле 1942 г. в ряде центральных городов разрешается проведение пасхального крестного хода. В течение 1942 года совершается ряд архиерейских хиротоний. Смягчение отношения власти к Русской Церкви в первые годы войны получило логическое продолжение в проведении в сентябре 1943 г. Собора, избрании Патриарха и открытии сотен храмов.
Таким образом, Русская Православная Церковь, которая к концу 1930-х годов находилась на грани исчезновения, благодаря военной угрозе возродилась и получила возможность действовать в атеистическом государстве. А для человека верующего не будет открытием, что именно молитвы Церкви привлекли Божие благословение и Божественную помощь, позволившую нашему народу одержать победу в этой страшной войне. Не случайно ведь и то, что для нашего народа война началась в День всех русских святых, а закончилась практически на Пасху. Поэтому хочется надеяться, что со временем на стеклах автомобилей наших соотечественников рядом с надписями «Спасибо деду за победу!» мы увидим и другие, не менее верные слова: «Слава Богу за подмогу!»
В противном же случае мы рискуем попасть в ситуацию, описанную святителем Николаем Сербским:
«У одного крестьянина, живущего неподалеку от Мостара, так уродили было бахчевые, что лучше и пожелать невозможно. Он отвез урожай на рынок и быстро наторговал 15 тысяч динаров. Но вскоре бахчевые резко упали в цене. Тогда этот хозяин в какой-то компании начал жаловаться на дешевизну бахчевых. На что ему кто-то из компании ответил: “Да ты ведь уже хорошо на них заработал. Благодари Бога за это”. Но этот крестьянин разозлился от таких слов и закричал при всех: “Я должен благодарить не Бога, а свои мозоли!” – показывая при этом мозоли на руках. На следующий год бахчевые выросли у него мелкие, с кулачок. И встретился он в те дни случайно с тем же торговцем из Мостара, с которым год назад говорил о Боге и мозолях. И начал горько жаловаться, что Бог, дескать, не дал в этом году урожая бахчевых и что они совсем никудышные. Торговец на это улыбнулся и спросил: “А где же, брат, были твои мозоли?”»[7].