Протоиерей Виталий Ткачев с семьей
В статье «Приютите, Христа ради» от 14 сентября 2017 года мы уже рассказывали о православном приюте «Покров». Это такой светлый и уютный домик в деревни Яковлево, переделанный из бывшего сельского клуба. Под его крышей нашли кров и защиту дети из разных уголков России, попавшие в очень сложные обстоятельства. Когда-то у них не было ничего – ни надежды на будущее, ни доверия к людям, ни уж тем более веры в Бога. Именно здесь они обрели все это.
Удивительно то, что сам приют негосударственный, то есть существует действительно милостью Божией, пожертвованиями добрых людей. Кто-то привозит хлеб, кто-то одежду, а кто-то помогает деньгами. Есть еще при храме иконная мастерская, которая тоже приносит хоть и небольшой, но все-таки доход.
Можно только представить, какой это труд в наше нелегкое время – искать постоянных спонсоров для приюта. А ведь каждого ребенка нужно не просто накормить и одеть, но и выучить, нужно выплатить зарплаты сотрудникам – поварам, учителям, воспитателям. Но результат – это спасенная судьба маленького человека, развернувшегося от тьмы к свету, жизнь ребенка с чистого листа, который будет раскрашен теперь только радужными красками. А еще это ежедневная детская молитва, вознесенная ко Господу о спасении и прощении заблудших родителей.
Девять своих – и еще приют
Протоиерей Виталий Ткачев
Много ли вы знаете семей, у которых больше пяти детей? Для современного общества это скорее исключение из общепринятой нормы. Мы ведь все вечно обеспокоены, что не оденем, не прокормим…
Каким же должен быть человек, способный возложить на свои плечи такую колоссальную ответственность, как содержание целого приюта?
Про сам приют «Покров» много всего уже написано, а вот личная жизнь его директора и основателя протоиерея Виталия Ткачева зачастую остается тени. Мало кто знает, что у батюшки помимо приютских своих кровных 9 детей. И матушка Екатерина, супруга отца Виталия, тоже все как-то успевает – и со своими управляется, и с приютскими, и уже, наверное, разницы между ними и не видит. Ведь каждому нужно побыть мамой, приласкать и совет правильный дать. А еще она – руководитель хора, созданного при приюте, и на ней вся организация: гастроли, выступления, костюмы, репетиции…
Давайте же вместе заглянем в гости к этой замечательной дружной семье и спросим о самом важном. О чем же? Наверное, о том, как научиться по-настоящему любить. Искренне любить не только своих, но и чужих детей. Да и членов своей семьи. И просто прохожих.
После пятого уже не страшно!
В деревне Яковлево удивительная тишина. Несмотря на то, что Москва отсюда не так уж и далеко. Деревья возвышаются, помахивая ветками над длинной дорогой, которая приводит нас к небольшому уютному дому рядом с храмом. Тут и живет семья настоятеля Покровского храма, а сам приют «Покров» располагается в нескольких километрах отсюда.
Все уже знают о нашем приезде, поэтому дверь домика тотчас же открывается, и на пороге нас радостно встречает все семейство. Отец Виталий, его супруга Екатерина, а за их спинами радостный звонкий детский гомон.
Попробую перечислить их всех.
Никита, ему уже 16 лет, – самый старший. Это высокий и красивый парень. Рядом с ним Настя – ей 15, а дальше Аня – 13 лет, Пелагея – 12, Кузя – 9 лет, Наташа – 8 лет, Василиса – 6 лет, ласковая и общительная Ульяна – 4 года, а самая младшенькая – Ксения – пристроилась на руках у мамы, так как ей совсем недавно исполнился годик.
Все семейство так искренне радуется нашему приезду, словно мы самые дорогие родственники, которых здесь ждали уже давно.
«Наши дети очень любят, когда приходят гости, – поясняет матушка. – Всегда спрашивают: а когда к нам кто-нибудь еще приедет?»
Нам помогают раздеться, и все вместе мы садимся за большой и длинный стол.
Матушка суетится на кухне, старшие девочки ей помогают, а младшие остаются с нами. Ко мне на колени доверчиво залезает четырехлетняя Ульяша и начинает что-то рассказывать.
Батюшка тут же поясняет:
– Ульяна вам пытается рассказать, что у младшей нашей, Ксении, был недавно день рождения: ей исполнился годик – и все делали ей подарки своими руками.
– Как здорово, что вы их этому учите!
– Вообще-то нет, мы их этому не учили… Как-то так вышло, что это их собственная инициатива.
– Отец Виталий, скажите, откуда такая любовь к детям? Вы сами из многодетной семьи?
– Нет, у меня только брат и сестра.
– А мечтали, что у вас будет большая семья?
– (Смеется.) Нет, никаких таких мечтаний у меня не было… Это Господь все так решил! Он дает детей, и слава Богу! Надо же просто положиться на волю Божию во всем, в том числе и в вопросе рождения детей. А не так, что здесь я Богу доверюсь, а вот тут – я сам решу. Если уже положился на Господа, так держись и иди до конца, как Он тебя ведет, следуй Его воле.
– Но обычному человеку очень сложно вот так рассуждать. Вы это говорите, потому что вы служитель Бога. Кстати, а вы уже были священником, когда ступили на путь рождения детей?
– Да, когда родился старший сын, меня уже рукоположили. Сначала служил в городе Луховицы, это в Подмосковье, а потом нас перевели в Яковлево, а через несколько лет здесь, в Кувекино, умер настоятель, и мы стали постепенно перебираться сюда. Здесь всё было в очень запущенном, практически полуразрушенном состоянии. Вот представьте, что этот дом, где мы сейчас с вами сидим, был просто ветхой маленькой избушкой. А у нас уже было пять детей, Кузя – младший. Но потом милостью Божией как-то всё устроилось. Этот дом в прямом смысле слова рос вместе с нашей семьей. А параллельно еще и восстанавливался храм.
– Храм же восстанавливается на деньги благотворителей, я правильно понимаю? Значит, тогда были какие-то люди?
– Да, милостью Божией один из наших прихожан оказался совладельцем банка. И он очень нам помогал тогда. С открытием приюта тоже он помог, а потом кризис наступил, и эта помощь закончилась. И нам нужно было искать других жертвователей.
– Расскажите, как появилась идея приюта. Ведь своих детей, я так понимаю, было тогда уже пятеро?
– Наверное, началось все не вдруг, и мы уже как-то были морально готовы к этому… Я помню, что когда мы еще жили в Луховицах, я читал про Троицкую обитель милосердия, про отца Николая Стремского, это в поселке Саракташ Оренбургской области. Слышали про него?
– Да, слышала.
– В семье у них около 70 детей из детских домов. И я читал о них тогда и думал о том, как же это все хорошо. Ведь это же реальная помощь. Не просто совет кому-то дать, а реально помочь, хотя бы одному ребенку. Ну, конечно, еще не предполагал, что и у меня будет такая возможность.
Все как-то Господь устроил, а я просто доверился Ему. Появилась та самая женщина, о которой вам уже рассказывали в предыдущем интервью. Она была действительно в очень сложной ситуации: ни жилья, ни работы. Мы все тогда с ее детьми нянчились, и как раз и подумали, что где-то еще есть дети в подобных ситуациях. Наш благотворитель предложил тогда отремонтировать старый клуб, который был здесь неподалеку. Так у нас появилась возможность принимать здесь детей. То есть это Господь так вел и направлял, а я просто Ему доверился.
Матушка в это время расставляет на стол разные угощенья, и я не удерживаюсь от вопроса:
– Матушка, а как вы отреагировали, когда отец Виталий рассказал вам о том, что собирается создать приют?
– Честно? (Смеется.) Сначала не очень хорошо. Просто, наверное, по-женски больше была обеспокоена. Вообще и когда наши дети появлялись, я тоже всегда волновалась, что будет сложно, и только после пятого успокоилась. Знайте: после пятого уже ничего не страшно!
– Как же вам удается со всем справляться? Есть какой-то секрет?
– Прежде всего любить. Не себя, а того человека, которого тебе Бог дал. Ребенка и мужа. Не себя любить, а членов своей семьи. А еще… (Улыбается.) Если мне бывает, например, утром тяжело проснуться, то говорю себе: «Я работаю воспитательницей в детском саду, мне сейчас нужно встать, привести себя в порядок и с улыбкой идти к детям!» И так всегда получается правильный настрой, и времени хватает на всё.
Я в восхищении провожаю взглядом матушку, которая скрывается на кухне.
Каждый ребенок рождается с батоном под мышкой
– Отец Виталий, скажите, ну как все-таки обычного человека, который живет в обществе, где многодетные семьи все еще исключение, убедить в том, что детей должно быть столько, сколько Бог послал? Мы же все время обеспокоены, что денег не хватит, что не прокормим.
– Здесь важны личные отношения человека с Богом: насколько ты доверяешь Богу. Потому что как бывает обычно? Человек говорит: «Я сначала сделаю карьеру, куплю квартиру, а вот потом уже начну рожать детей…»
Бывают и ситуации, когда сделан аборт, а потом уже и Господь может детей не дать. Почему? Потому что надо же изначально было во всем на Господа положиться, тем более в таком важном вопросе, как рождение новой жизни. Ведь это же чудо Божие, оно совершенно не в наших руках… Доверие Господу – вот что всегда должно быть ключевое! А сейчас мир призывает все планировать, повсюду слышим: планирование семьи.
– С абортами и карьерой всё понятно. А вот если в семье уже есть трое детей, и родители говорят: всё, пора остановиться? У них, например, и правда, непростая финансовая и жилищная ситуация…
– Что значит: непростая?! (Отец Виталий возмущен.) У них, что, хлеба на ребенка нет?! Хлеб-то, наверное, всегда можно найти. Тут, понимаете, вопрос запросов современного человека. Нужно вот это, вот это, вот это, а еще и это, и вот это, и вон то. А как наши предки жили?
– Да, потребностей у современного человека, и правда, очень много. Так как быть, если детей прибавляется, а зарплата не меняется?
– А вот я не верю, что зарплата не меняется. Знаете, у поляков есть какая прекрасная пословица: «Каждый ребенок рождается с батоном под мышкой». Я сколько раз это наблюдал у наших клириков и прихожан. Недавно, например, сюда приехала одна семья из Москвы, купили здесь небольшой домишко – абсолютно не приспособленный для жизни. А теперь у них уже пять детей. И я вижу, что Господь их не оставляет, все у них с Божией помощью как-то устраивается: и денег на все хватает, и домик пристраивается. Опять же это вопрос доверия Богу. Конечно, если человек все время плачет, унывает: «Ой, как все плохо и ужасно! Куда мне столько детей?! Ой, а как я их кормить буду? Ой, а одевать их во что? Все дорого. Ой, а где они учиться будут?» – это же ропот на Бога. Ведь когда ты с Господом, то должно быть так: сегодня день прожили – и слава Богу; сейчас поели – и слава Богу. Будет день, будет и пища. «По вере вашей да будет вам», – Господь сказал.
– А если какая-то сложная ситуация и врачи рекомендуют средства контрацепции?
– Ох, ну если врачи… Врачи, знаете, всегда нам что-то такое рекомендуют. Врачебная практика направлена немного по другому пути. Врач руководствуется другими установками. Знаете, ведь врачам тоже не всегда и не во всем нужно доверять. Лучше и здесь опять же довериться Богу. У нас тоже было много разных случаев и ситуаций на грани жизни и смерти с детьми, но все-таки всё обращалось всегда во благо.
Вы же понимаете, что вера в течение жизни проверяется. Бог отходит от человека и дает почувствовать какие-то сложности, скорби… Господь смотрит, насколько человек сможет понести, насколько ему этот дар веры дан.
Женщина в семье решает всё!
Протоиерей Виталий Ткачев и Лолита Наранович
Наконец матушка тоже садится к нам за стол, и я решаюсь снова побеспокоить ее вопросом:
– Матушка, если такая ситуация: женщина ходит в храм и хочет много детей, а муж не согласен, то как его убедить?
– Что эта за женщина (отец Виталий смеется), если не может в чем-то убедить своего мужа?! У нас разве не женщина всё решает в семье?!!
Матушка Екатерина улыбается:
– Знаете, я сама из семьи, где был очень строгий патриархат. Я ни с одним ребенком ни разу не побеспокоила батюшку. Ни ночными кормлениями, ни детскими болезнями. При этом он-то сам всегда мне готов во всем помочь.
Я удивленно поворачиваюсь к отцу Виталию, и он кивает головой.
– Сейчас женщины требуют от мужей, чтобы все обязанности были поровну, – продолжает матушка. – Чтобы муж обязательно тоже ночью вставал к ребенку, потому что ей надо отдохнуть, чтобы ходил с ним гулять после работы, купал, менял подгузники… А потом они удивляются, почему мужчина не хочет больше иметь детей.
У нас же сейчас так принято, что женщина не хочет становиться просто мамой. Она хочет реализовать себя в какой-то профессии, а дети ей только мешают на этом пути. На самом же деле если довериться Богу, то можно реализовать свои таланты и рядом с детьми. Как у меня получилось, например. Хотя я ведь этого и не ждала. У меня музыкальное образование, и теперь, с Божией помощью, оно мне пригодилось с детьми. У нас свой настоящий хор, дети имеют возможность выступать на одной сцене с известными артистами. Это очень важно для них. Кроме того мы все поем в храме.
Я несколько минут задумчиво смотрю на матушку и спрашиваю на автомате у отца Виталия:
– Скажите, где же вы с такой замечательной супругой познакомились?
– В библиотеке. (Смеется.) Это правда. Хотя мы знали друг друга, так как ходили в один храм. А удалось поговорить впервые именно в библиотеке.
– Сейчас очень популярно обращаться к помощи семейных психологов. Батюшка, а вы как думаете, если брак дал трещину, может ли хороший психолог помочь восстановить отношения в семье?
– Если честно, то мне кажется, что нет, не может. Хотя и среди моих прихожан есть психологи. Повторюсь: лучше, чем Господь, никто нашу жизнь и не может устроить. Здесь опять вопрос, насколько мы Ему доверяем. Понимаете, психологи все не с той стороны видят. Сама эта наука на другом пути. В ней все больше говорится о любви к себе, а Бог нам говорит о жертвенности, о готовности служить своим ближним. Даже мой друг психолог говорит, что его учение к верующим не применимо.
Любовь к Богу – дело добровольное
– Отец Виталий, на вашем попечении столько детей, вы их берете из сложных семей, где им про Бога никто и не говорил; многих, я знаю, вы сами и крестили. Скажите, как же правильно воспитать в ребенке веру? Ведь зачастую бывает так, что даже в семьях священников дети, взрослея, не хотят ходить в храм и молиться, я уж и не говорю о других крайностях.
– Ох, дети священников – это вообще отдельная тема. На самом деле главное – ничему никого не заставлять… Ведь любовь к Богу – это дело добровольное. Мы никого из детей ни к чему не принуждаем, каждый поступает сам, как хочет.
Мы просто говорим: вот у нас тут так принято, а ты уж сам смотри, как хочешь. Дети, попав в приют, поначалу наблюдают. Потом Господь как-то всё устраивает. Постепенно дети сами приходят к тому, что хотят молиться, исповедоваться и причащаться. У нас всегда всё по желанию. Если хочешь молиться – то молишься, хочешь ходить с нами в храм – то идешь, не хочешь – можно и дома остаться. Все должно быть по любви. Бог нам не зря даровал свободную волю.
У моих старших детей как-то уже само собой получается так, что они не могут не прочитать молитвы. Для них это уже странно: как это не прочитать молитвы? не пойти в воскресенье на службу?!
А младшая Ульяна, например, недавно сказала: «Я не хочу идти в храм!» Мы ей: «Хорошо, оставайся одна. Вот это не трогай, и вот то – не включай!» И она осталась одна, а когда мы пришли, она говорит: «Мне так было страшно! Как же я пожалела, что не пошла с вами в храм!»
«Это ты, старуха, тут всем мешаешь!»
– Значит, заставлять ребенка ходить в храм не стоит?
– Заставлять – точно не стоит! Все надо делать только с любовью. У нас в храме вообще особое раздолье для детей. Поэтому к нам очень любят приходить большими семьями. В нашем храме никто не будет выгонять ребенка, если он как-то шумит или бегает.
Меня этому научил мой духовник. Такая была история с нашим старшим – Никитой. Он был очень активным в детстве, все время носился по храму, чем вызывал раздражение и недовольство старушек, а особенно одной. Но как-то она в ужасе прибежала на исповедь и упала в ноги к батюшке, а это как раз и был наш духовник. В слезах она поведала ему, что стояла и осыпала про себя проклятиями нашего Никиту, который очень уж ей мешал своей беготней. И вдруг очень ясно и четко услышала возле себя голос: «Это ты, старуха, тут всем мешаешь!»
И почему так? Батюшка мне объяснил, что дети всегда к Богу ближе, чем мы, взрослые. Взрослый хоть и стоит, как свечка, на одном месте, а сколько суеты у него в это время в голове промелькнет или осуждение мысленное кого-то в храме, так что бывает он далеко от Бога. А ребенок бегает, смеется, но он так общается с Богом, и Бог к нему ближе.
О нуждах
– Отец Виталий, спасибо за такую важную беседу. Хотя мне хотелось сегодня больше говорить о вашей семье, давайте все же в заключение коснемся и нужд приюта, ведь среди наших читателей найдутся те, кто сможет помочь. Что сейчас на первом плане?
– Сейчас мы с Божией помощью наконец открыли приют для мальчиков. Девочек хочется учить одному – быть хорошими женами, хозяйками, а мальчиков все-таки надо воспитать мужчинами, сделать спортивные секции и мастерские. Мальчишки сами страдали от пребывания в нашем женском царстве, поэтому мы раньше старались отказываться от мальчишек. Теперь, Слава Богу, можем принимать всех.
Нужды в первую очередь в хороших кадрах. Мы имеем возможность принять с проживанием семью, которая бы могла работать с детьми. Хочется, чтобы у мальчиков все-таки были учителя мужчины. И, конечно, нам всегда важна финансовая поддержка. Для обустройства нового приюта, для того чтобы иметь возможность вовремя выплачивать зарплаты сотрудникам.
– В прошлой статье мы много говорили о чудесах, которые случаются в приюте, о том, как близко здесь Бог. Может, вы тоже что-то такое вспомните?
– Знаете, чудо уже то, что мы существуем.