like
like
Новости Новости собора
О ГЕРОИНЯХ И ДИССИДЕНТАХ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
18 октября 2017 г.

– Как вы выдумаете, понимания каких ценностей сегодня катастрофически не хватает нашему обществу?

– Изначально очень важно, чтобы люди осознавали, что семья – это то, чем нельзя разбрасываться. Женитьба – это серьезный шаг, и легкомыслие в этих вопросах потом аукнется, может с очень большой вероятностью обернуться в дальнейшем разными неприятностями, драмами, а то и трагедиями.

Также мне кажется очень важным, чтобы в обществе начала цениться верность. Сейчас же к этим вопросам тоже очень легкомысленное отношение. А семья – это такое данное Богом образование, где люди должны быть верны друг другу и в горе, и в радости. А не так, что как возникли трудности, то бросили друг друга и разбежались.

Мужчины должны сохранять именно мужские качества, а женщины – женские. Это не значит, что мужчина должен быть свирепым и грубым деспотом, который стучит кулаком по столу, а все стоят по струнке и лижут ему сапоги. Но сейчас очень много инфантильных мужчин, которые, кстати, выросли часто в неполных семьях или в семьях, где мало от них требовали, не воспитывали в них мужественность и умение преодолевать трудности. Как следствие, они не готовы к роли опоры семьи. Им, может быть, уже по 40–45 лет, а они ведут себя как подростки. Но подросток не может быть мужем и отцом.

Также и девочку надо воспитывать, прежде всего имея в виду, что она – будущая жена и мать, а не обязательно отличница, которая получит два образования, будет работать в престижной фирме и зарабатывать много денег.

Важно, чтобы женщина понимала, что составляет ее сильные стороны. Женственность, женское поведение – изначально заложенная в нее естественная модель поведения. Поэтому, когда мы начинаем отказываться от того, что дано нам Богом, и искать что-то другое – другую родину, другую идентичность и т.д., – из этого, как правило, не выходит ничего хорошего.

– На ваш взгляд, почему женщине сегодня стало все же объективно сложнее выполнять традиционные и естественные для нее роли матери и супруги?

– У нас в России, как мне кажется, сейчас наличествуют две противоборствующие друг с другом тенденции. Вот мы говорим про Запад. Запад идет по пути разрушения традиций и семьи как общественного института. Как мы знаем, кое-где отменяется понятия пола, вводится понятие «гендер». Все ставится с ног на голову, во многих странах уже легализованы содомские браки и союзы. Разрешаются, узакониваются и навязываются те вещи, которые еще недавно считались противоестественными и даже были уголовно наказуемыми. По сути, на Западе происходит очередная в мировой истории попытка создать новое общество и новую нравственность, нового человека. Можно сказать – человека модульного. Так я называю человека, который может состоять из некоего набора взаимозаменимых модулей. Например, ты можешь сменить свой пол, причем не один раз.

Либеральная часть нашего общества следует в русле этих идей, пытается таким образом жить и своим образом жизни пропагандировать эти новые ценности. На этой почве у нее возникают конфликты с более традиционной частью общества. С другой стороны, действительно, в советское время были утрачены многие традиционные ценности, например, традиция многодетности. То, что женщина должна быть прежде всего работницей и полезным членом общества, а вовсе не матерью и женой, – это все тоже не сегодня появилось, а является наследием советских времен. Поэтому как раз старшее поколение, воспитанное в советское время, часто не понимает и не принимает каких-то вещей, связанных с традиционными ценностями. Как ни странно, старшему поколению эти глобалистские тенденции часто довольно близки, потому что это развитие идей либерализма.

Татьяна Шишова
Татьяна Шишова


– Но старшее поколение росло не в либеральных условиях и не в либеральной среде.

– В какой-то степени советский проект был либеральным. Он же провозглашал, в том числе, освобождение женщин. Вспомните «освобожденных женщин Востока». Другое дело, что идея социальной справедливости, как ее тогда понимали, играла в советском проекте очень большую роль. Тем не менее умами тогда владела идея прогресса. Традиционные религиозные ценности были объявлены мракобесием, с Церковью шла борьба.

Вторая тенденция, которая противостоит первой, – это тенденция антиглобалистская, тенденция к возрождению традиционных ценностей и представлений. Здесь, конечно, можно встретиться и с попыткой прямолинейной реставрации, реконструкции некой архаики, но это мало реально и практически неосуществимо, потому что жизнь, социальная ситуация все-таки сильно изменилась. И сейчас происходит постепенный поиск путей по возвращению к традиционным ценностям, но на новом историческом этапе, на новом этапе развития общества. То есть мы присутствуем при очень интересном явлении творческого поиска, и поиск этот осуществляется достаточно быстро. Сейчас вообще все очень быстро происходит. Например, можно вспомнить, что еще лет 15 назад люди вообще не принимали такого словосочетания, как «православная психология». Часто говорили, что вы бы еще и православную математику предложили. Но сегодня православная психология – уже признанное направление. Другое дело, что она только складывается, там тоже идут свои поиски, но по крайней мере уже никто не оспаривает ее права на существование.

Или возникли такие явления, как православная художественная литература, православные песни, православная поэзия. На наших глазах происходит рождение, возникновение какой-то новой реальности. И точно так же происходит пересмотр и попытка новой организации частной жизни людей, чтобы эта частная жизнь не расходилась с религиозными представлениями. Потому что если она начинает с ними расходиться, то получается лицемерие или какой-то карнавал. Просто сняли костюм и надели другой – и начали ощущать и позиционировать себя иначе. Поэтому, например, сейчас среди православных много многодетных. Это люди, которые не хотят, чтобы слова расходились с делами, хотят жить по воле Божией, иметь столько детей, сколько дает Бог. Они, конечно, в современной жизни испытывают много проблем, но тем не менее мы видим, что постепенно создается целый общественный слой, прослойка.

– В связи с многодетностью нынешних православных рискну задать такой вопрос. Да, много православных семей, у которых по 3–4 ребенка, иногда даже больше. Действительно, происходит какой-то творческий поиск по воспроизведению традиционных форм и норм жизни в современных условиях. Но нет ли здесь и того, что порой называют «православием-лайт»? Ведь если говорить предельно честно, то мы же знаем, что очень многие православные предохраняются в своей супружеской жизни. То есть на полноценную многодетность, что называется, «по полной», они все же не решаются. Так что с чем же мы на самом деле имеем дело – с творческим поиском или православием-лайт?

– Я думаю, что, к сожалению, все же скорее второе. Многие люди, особенно в больших городах, пытаются соответствовать той высокой планке уровня жизни, которая задается социумом, и в такой реальности быть многодетными очень сложно. Также мне кажется, что очень плохую роль сыграла пропаганда этого так называемого православия-лайт в определенных ортоСМИ. Ведь где-то последние 15 лет все это очень активно пропагандируют.

Да, на двух стульях нельзя сидеть очень долго. Но проблема еще и в выборе государственной политики. Потому что сейчас многодетные православные, если мы говорим об образе жизни, во многом идут против течения. В нынешней социальной реальности современные православные – своего рода диссиденты. Это так еще и потому, что государственная политика в семейной сфере сейчас по-настоящему не направлена на поддержку многодетных семей. И возникает вопрос: а нынешнему государству вообще нужны новые граждане? Например, защита Родины у нас долг каждого мужчины, если только он не тяжело болен. Так государству нужно, чтобы у него были защитники, или нет? Или, скажем, ему нужно по-настоящему, а не только на словах, чтобы были люди, которые работают и делают отчисления в Пенсионный Фонд?

– Почему вы считаете, что православные сегодня своего рода диссиденты?

– Потому что они идут против течения. Современная жизнь рассчитана на одного, максимум двух детей. Возьмем размеры квартир и количество в них комнат, зарплаты. Понятно, что если в семье трое, четверо, пятеро детей, то маме с папой вдвоем работать уже сложно. А сколько современных мужчин может на одну свою зарплату прокормить пятерых детей, да еще жену и себя?

– Ну, смотря как кормить.

– Смотря как кормить, да. Тем не менее весьма часто это вряд ли будет соответствовать принятым стандартам потребления. Кроме того, существуют социальные службы, та самая ювенальная юстиция, которой у нас якобы нет. И они могут предъявлять претензии, что у вас, например, недостаточно продуктов питания. И так далее, и тому подобное. То есть государство само утверждает такие стандарты, которые фактически препятствуют многодетности.

Или, например, политика в сфере приемных семей. За приемных детей, если их берут в семью под опеку или патронат, семье платят большие деньги, особенно по меркам регионов. Это о чем говорит, какой тут посыл? Что не надо рожать. Лучше возьмите приемных, а свои – они, по сути, не нужны. Или не так уж нужны. Многодетные официально считаются у нас категорией риска, за которыми надо следить более пристально. Есть методички, в которых говорится, что в многодетных семьях надо потенциально подозревать жестокое обращение с детьми, потому что мать или отец часто находятся в раздраженном состоянии.

Смотрите, например, сколько сопротивления со стороны глобалистов было по поводу материнского капитала. Что они тогда говорили? Что давать его не надо, что эти деньги пропьют и т. д. Но сейчас уже известно, что программа материнского капитала, которая на самом деле была весьма половинчатой мерой, все равно дала свой результат, особенно в провинции. Повысилась рождаемость именно вторых детей, и сейчас поэтому думают, как повысить рождаемость так, чтобы в семьях появлялись третьи дети и т.д. Но и это тоже встречает очень много сопротивления и демагогических возражений.

– Какой вам видится некая оптимальная стратегия для женщины в России в современных условиях? И кто они – героини нашего времени?

– Если в двух словах, то для женщины самое главное – это семья и дети, чтобы она была женой и матерью, потому что мать никто заменить не может. Если у нее остаются силы еще на какие-то дела – работу, творчество, – это очень хорошо, но это все же не должно идти в ущерб детям и их полноценному воспитанию.

С другой стороны, многие женщины, когда они истово посвящают себя детям и совсем отказываются от своих интересов, очень устают от этого, потому что их и воспитывали по-другому, да и в старые времена тоже по-разному бывало. Поэтому, конечно, если женщине хочется еще чем-то заниматься, то надо постараться, чтобы у нее для этого были возможности. И в этом отношении, конечно, важно, чтобы ей помогал ее муж и чтобы семья в целом тоже ее как-то поддерживала.

– То есть не стоит идти на социальное диссидентство только ради принципа и пытаться воспроизвести модели поведения, которые мало реальны в нынешних условиях?

– Конечно, не стоит. Надо рассчитывать свои силы, потому что, как говорится, «взялся за гуж – не говори, что не дюж». Бывает так, что люди сначала активно берутся за что-то для них совершенно новое, а потом быстро истощаются, и сил у них уже не остается. Им хочется все бросить и куда-то убежать.

Я знаю достаточно много женщин, у которых несколько детей, и при этом они вовсе не ограничены домом. Например, сейчас по Москве все большее распространение получает следующая хорошая тенденция: люди больше, чем раньше, стали заниматься развитием детей, в том числе и многодетные православные. Поэтому стали востребованы многие музеи и т.д. Так что сказать, что эти люди сидят в четырех стенах, нельзя.

А потом, продолжительность жизни сейчас достаточно большая, и она не ограничивается тем периодом, когда дети маленькие. Дети вырастают, и освобождается время уже для своих занятий. Понятно, что до этого надо как-то дожить, но иметь в виду эту перспективу надо.

– А все-таки, на ваш взгляд, в окружающей нас жизни есть положительные героини нашего времени? Кто они сегодня?

– Я думаю, что многодетная мама сегодня сама по себе уже героиня, потому что в нынешних условиях она несет очень большие нагрузки. Мне кажется, что у нас на самом деле много таких героинь нашего времени, и это не только многодетные мамы. Например, учительницы в школе. В очень трудных условиях, когда эта профессия всячески принижалась, и учителя перебивались с хлеба на квас, они продолжали быть хорошими специалистами и учить детей. Или женщины, которые становились монахинями и порой ценой собственного здоровья возрождали монастыри, вынося такие тяготы, которые мало кто может вынести, – это ведь тоже много значит, правда? Так что и они тоже героини нашего времени.

Сейчас тема героев нашего времени, как мне кажется, это вообще непаханое поле. Среди нас на самом деле много таких удивительных, порой выдающихся людей – и женщин, и мужчин. Просто рекламируется и пропагандируется сегодня совсем другое, и поэтому мы этих людей, как правило, почти не видим и не замечаем.


С Татьяной Шишовой
беседовал Юрий Пущаев


Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.