like
like
Новости Новости собора
СТОИТ ЛИ ОТДАВАТЬ ДЕТЕЙ ИМЕННО В ПРАВОСЛАВНУЮ ШКОЛУ?
1 Сентября 2017 г.

Первого сентября все наши дети идут в школу. Поэтому на этот раз мы решили спросить наших пастырей о том, стоит ли православному человеку обязательно стремиться отдать своих детей учиться в православную школу? Какие тут могут быть плюсы, а какие минусы?

Очень важна симфония семьи и школы

Священник Лев Аршакян, преподаватель Нового Завета в Троицкой православной школе (Новая Москва) и духовник общества слепоглухих «Эльвира»:

– Я считаю, что православная школа – это для верующих людей настоящий дар Божий. Если есть возможность, чтобы дети ходили в православную школу, надо к этому стремиться. Понятно, что не нужно идеализировать православные школы и думать, что там все прямо такое розовое и пушистое. Там могут быть те же страсти, те же грехи, те же проблемы, но там есть и священники, которые толкуют Евангелие, есть молитвы. В сердцах у детей сеется некое семя, которое у многих потом в жизни, как некий фундамент, даст добрые плоды, когда они уже выйдут из школы.

Священник Лев Аршакян
Священник Лев Аршакян


При обучении детей в православной школе также очень важна позиция самих родителей. Дети, скорее всего, пока не могут ощутить всю ту пользу, которая им дается. А вот родители, их понимание, их молитва и благодарность, их нелицемерная жизнь по Евангелию и по заповедям здесь имеют краеугольное значение. Дети очень больно воспринимают, когда, допустим, Евангелие или священник в школе говорит одно, а дома они видят другое. В таком случае, я считаю, православная школа может быть даже вредна. Эта рана может быть очень глубокой и вообще не залечиться. Не должно быть так: родители привели детей в православную школу, а сами живут своей мирской жизнью, своими страстями, руганью и ложью. Таким бы я даже не советовал отдавать детей в православную школу. А вот верующим людям, для которых вера – это не пустое место, а Бог – не какой-то далекий, непонятный, строгий судья и каратель, а любящий Отец, – таким верующим людям очень важно, чтобы их дети ходили в православную школу. От этой симфонии семьи и школы они получат очень много полезного и доброго.

К выбору школы надо подходить с рассуждением

​Протоиерей Максим Козлов
Протоиерей Максим Козлов


Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ:

– Давайте вместе порассуждаем. Чего хотят добиться православные родители, как и любые другие любящие своих детей родители, отдавая своего ребенка в ту или иную школу? Они, скорее всего, во-первых, заботятся о том, чтобы эта школа была с достаточным уровнем квалификации учителей. То есть чтобы там профессиональными педагогами детям давалось хорошее качественное образование. Во-вторых, чтобы в школе была нормальная атмосфера в общении между детьми. Чтобы дети не ругались матерными словами и не увлекались повально рэперами, которых, к сожалению, слушают миллионы наших соотечественников, чтобы во дворе не находили шприцы и т.д. И, в-третьих, наши православные родители хотят, чтобы в школе была мировоззренческая вероучительная установка в преподавании и общении, которая соответствовала бы их взглядам и которая помогла бы их детям вырасти православными христианами. Если удается найти школу, в которой эти три фактора действительно присутствуют – высокий профессионализм педагогов, добрая атмосфера общения между детьми и адекватное, корректное и деликатное преподавание вероучительных дисциплин и всего того, что связано с нашей верой, – то в такую школу надо отдавать своего ребенка, даже не задумываясь.

Но вся проблема в том, что найти такую школу очень непросто. В одной – не очень высокое качество преподавания. В другой, при декларируемых принципах отбора детей из православных семей, высокая цена за обучение и сложности экономической ситуации приведут к тому, что в школу будут брать детей большей частью не из православных, а просто из обеспеченных семей. А, скажем, в третьей школе вероучительные дисциплины могут даваться слишком формально и чрезмерно строго, без должного такта, отбивая тем самым у учеников желание искренне и всерьез заинтересоваться Православием.

Поэтому в целом мне кажется, что выбор родителями здесь должен осуществляться индивидуально. С одной стороны, очень хорошо, если удастся найти школьный оазис благочестия, в котором будут даваться хорошие знания. С другой стороны, очень важно не перекормить детей, не сделать так, чтобы вера и жизнь Церкви из того, к чему стремится душа и в чем хочется укорениться, станет тем, чего так много вокруг, от чего захочется бежать в светскую жизнь.

Могу поделиться и нашим личным опытом. Мы своих детей не отдавали в православные школы. Думаю, что то, что дается в семье, и то, что можно вынести из участия в церковной жизни и занятий в воскресной школе, – этого вполне достаточно. А соприкосновение с обычной жизнью, в том числе с обычной школьной жизнью, только поможет ребенку с довольно юного возраста осознавать свою веру как ценность, которую нужно уметь защищать и за которую нужно уметь держаться. Могу сказать, что мы об этом выборе не пожалели.

Православие должно быть и дома, и в школе

Священник Валерий Духанин:

– Вспомним древнюю мудрость: душа ребенка как чистое полотно для живописи – что художник изобразит на ней, доброе или злое, то и останется. Отдавая ребенка в школу, мы отдаем его в руки художников, которые что-то изобразят на его душе. И не только у педагогов учатся дети в школе, но еще и друг у друга: перенимают привычки, вкусы, манеры поведения. Поэтому решающим является не только учитель, но и одноклассники, и в целом тот дух, который царит в данной школе.


Священник Валерий Духанин
Священник Валерий Духанин



Мое лично мнение, что ребенка из православной воцерковленной семьи лучше отдавать в православную школу. Конечно, учиться можно везде. Но лично для меня Православие должно быть и дома, и в школе. В формировании души вообще важно, чтобы была цельность, а не раздвоение. Если дома всё православное, а в школе нельзя перекреститься, то ребенок будет испытывать внутренний дискомфорт. Разрыв двух слоев жизни вызовет ненужное душевное напряжение. А в православной школе ребенок встретит единомышленников, здесь не нужно приспосабливаться под чуждую среду, здесь куда меньше соблазнов, которые встречаются в подростковом возрасте.

Православные школы возникли как попытка отвоевать хотя бы часть образовательного пространства, чтобы спасти детей от тотальной разрухи 1990-х годов. Когда кругом шел развал, распространялись разврат и наркомания, православные люди организовались и создали школы, как островки спасения. За двадцать с лишним лет православные школы прошли большой путь и накопили опыт. Были преодолены ошибки, неизбежные поначалу на этом пути. И чрезмерное законничество (когда на первом месте – соблюдение правил церковных, а на втором – дух любви), и непрофессионализм отдельных педагогов (по принципу: «лишь бы был православным, а как учит, и так сойдет») – всё это к настоящему времени удалось сгладить, выправить.

Мои трое детей учатся в православной школе, и я еще ни разу об этом не пожалел. Я вижу, что учителя вкладывают себя в детей, делают это от сердца, с любовью. С учителями очень добрые, теплые отношения. У детей – интерес к учебе. Есть и совместные паломничества, и множество мероприятий, творчество, для мальчиков – физическое развитие, выезды на военно-патриотические сборы, соревнования. И зачем мне другая школа?

Мне есть с чем сравнить. Старшего ребенка, когда ему было шесть лет, мы отдали в детский сад на подготовительную группу к школе. Это было вполне мирское учреждение, очень приличное, с хорошими педагогами, но среди детей, шестилетних сверстников, весьма чувствовалась нецерковная атмосфера. Уж как там Ваня объяснял им, зачем мы ходим в храм по воскресеньям и для чего он причащается, этого я уже не помню, но соприкосновение с мирской средой весьма чувствовалось. Ребенок перенимал чужой дух. В православной школе всё выправилось. Надо сказать, что и там, в мирском учреждении, все педагоги были самые прекрасные и порядочные люди. Но не хватало все же духа православного.

Конечно, нельзя ждать от православной школы идеала. Не сможет православная школа, при всем желании, подготовить маленьких святых, отсечь все греховные страсти и соблазны от возрастающих душ. Будут и здесь встречаться курящие и матерящиеся, дерущиеся и не слушающиеся, но, поверьте, не в таком количестве, как в школе мирской.

Есть только одно маленькое «но». Как правило, все православные школы – платные. И если у тебя не один ребенок, а уже трое, то стоимость обучения приходится умножать ровно в три раза. Прямо скажу, что для меня это весьма ощутимо, но пока, с Божией помощью, держимся.

Среди минусов кто-то еще укажет, что в православной школе может сформироваться формализованное отношение к молитве и личному участию в храмовой жизни. Дети получат информацию о вере и Церкви, но еще не факт, что они станут подлинными чадами Церкви и пронесут веру через всю свою жизнь. Но я лично думаю, что всё зависит от конкретного педагога и от его личного примера веры. В православных школах к этому по крайней мере стремятся.

На мой взгляд, православная школа – это все же лучшее подспорье православным родителям в воспитании детей.


Подготовил Юрий Пущаев

Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.