Всем, кто любит хорошее кино, нужно обязательно посмотреть фильм «Джузеппе Москати: исцеляющая любовь» (режиссер – Джакомо Кампиотти, 2007 год). Этот итальянский фильм в английском варианте имеет название «Doctor of poor», т.е. «Доктор бедных», поскольку речь в нем идет о реально жившем докторе, который лечил бедных людей, и не просто лечил, а отдал им всю свою жизнь. Фильм фактически является биографией неаполитанского врача и великого гуманиста Джузеппе Москати, канонизированного Католической Церковью около 30 лет назад.
И это, пожалуй, самое потрясающее в этом фильме – тот факт, что главный герой был реальным человеком из плоти и крови, а вовсе не вымышленным персонажем. Почему? Да потому что иначе в реальность созданного образа, наверное, было бы трудно поверить – настолько он близок к тому идеалу, к которому призывал Своих учеников Христос.
Стремление этого католика приблизиться ко Христу, делом исполнить Его заповеди – весьма показательно и полезно даже нам, православным христианам. Как и в евангельские времена было полезно отдельным представителям богоизбранного народа узнать, что язычник, хананеянка и самаритянин делами своими оказались ближе к Богу, чем они сами. Именно поэтому, нисколько не проповедуя экуменизм, мы и предлагаем вниманию читателей рассказ об этом фильме, который, в конце концов, является всего лишь художественным произведением, а не агиографическим памятником.
Живым и непосредственным предстает Москати в фильме. В его образе нет ничего ходульного, выдуманного и схематичного. Это молодой человек, студент медицинского университета. Он может запросто подговорить друга сбежать с лекций, чтобы искупаться в море, он шутит, влюбляется – словом, живет полной жизнью. Гораздо более полной, чем люди вокруг него, привыкшие к условностям этого мира, которые он постоянно «взрывает».
Он по-настоящему живой, потому что чувствует вкус каждого отдельного момента, ценит и любит каждого человека, встречающегося ему на пути. Он способен замечать то, что не замечают другие, потому что его внимание целиком погружено в настоящее и более всего – в людей. Он не скользит по ним поверхностным взглядом, как это привыкли делать многие из нас. И общаясь, и знакомясь в суете, он по-настоящему видит каждого, погружаясь в его жизнь, проблемы, желания и беды. Он все это делает не специально – просто так он устроен. Жить потребностями ближнего для него естественно, можно даже сказать, что это и есть его главная потребность. И в этом же – его уникальность и непохожесть на большинство из нас.
Он остро чувствует чужую боль, собственно, поэтому и становится врачом. Москати всю свою жизнь декларировал, что главная сила – любовь. Он постоянно доказывал это, сочетая блестящие врачебные способности с любовью к ближнему. Москати утверждал, что даже простое сочувствие исцелит больного скорее, чем равнодушное исполнение врачом своих обязанностей, и убеждал в этом своих учеников. Собственно, эта сила любви делает его не простым врачом, а выдающимся. Больные любят его как родного. И это немудрено – без его внимательной помощи многие из них уже давно бы погибли. Его любовь действительно исцеляет людей, причем не только тела. Уличный воришка, стянувший у него кошелек, становится его лучшим другом. Мальчик, участь которого обществом была предопределена – либо умереть на улице от голода, либо в тюрьме. В его потребности и страхи никто не стал бы вникать, если бы не Москати. Никто бы не понял и не узнал, что таким его сделала бедность и что он в свои 12 лет – единственный кормилец в большой семье. Никто бы не оценил его веселого задорного нрава, его живого характера и даже не узнал, что главная его мечта – научиться плавать в море.
Москати оказался единственным человеком, у которого все эти переживания маленького мальчишеского сердца нашли живой отклик. И такой отклик в нем находят не десяток, а сотни, тысячи людей. Он помогает им не только как врач, он дает им пищу и деньги на лекарства, а когда больных становится слишком много, он дает им и свой кров – прямо дома устраивает госпиталь для людей, которым нечем платить за лечение в больнице. Когда город охватывает эпидемия чумы, он сам идет в бедные кварталы, чтобы остановить заразу. Он обладает уникальной способностью – разглядеть божественное создание, живую человеческую душу, за лохмотьями и струпьями, за ужасным ликом нищеты и болезни.
Эта высшая степень неравнодушия – неотъемлемый элемент его внутреннего устроения.
Любовь обостряет его врачебную интуицию, помогая в диагностике. Он ставит точные диагнозы там, где самые опытные врачи ошибаются. Характерен эпизод, когда он с каким-то невероятным чутьем бросается реанимировать человека, которого сочли умершим, и буквально воскрешает его. Он не просто совершает определенные манипуляции – он смотрит каждому больному в глаза, смотрит с любовью, от которой больной буквально расцветает, ведь он понимает: наедине с болезнью он не один. У него есть Москати.
Любовь обостряет и его человеческое чутье. Когда близкий его душе человек умирает, он просто не может этого не почувствовать. Он чувствует это почти сверхъестественным образом и бросается к тому, рядом с кем больше нет никого. Он всегда рядом с теми, кому он больше всего нужен. Он словно живет не сам по себе – через него действует любовь Творца к своему больному созданию – роду человеческому. Созданию вечно страдающему, бесприютному и несчастному. И это создание тянется Ему навстречу – через Москати и через таких, как он.
Своим умом, красотой и талантом Москати мог бы многого достичь. Деньги, почести, карьера и главная красотка в городе могли быть у его ног, если бы он только захотел. Но все эти вещи никогда не были его целью и даже не имели для него самостоятельной ценности. Он мог бы стать прекрасным мужем, но красотка не смогла бы стать ему такой же прекрасной женой, не смогла бы нести тот крест, который для него единственно возможен. И он не сердится за это на нее, он понимает.
При этом мир не любит Москати – он слишком неудобен для мира. Москати раздражает даже самых близких людей и проходит через зависть и предательство. Но его любовь оказывается способной исцелить и эти качества. Даже самое ожесточенное, обиженное, завистливое сердце чудесным образом сбрасывает с себя эту проказу и возвращается к себе настоящему, возвращается к Богу.
Джузеппе Москати
Москати в жизни не надо было ничего для себя – пример того самого редкого нестяжательства и жертвенности, которые мы с таким удивлением наблюдаем у святых. А еще это человек с очень сильным внутренним стержнем, уверенный в правильности того, что он делает. Москати невозможно было поколебать – он как гора, которую не сдвинуть с места.
Говоря о Москати, ловлю себя на том, что полностью идентифицирую его с актером Беппе Фиорело, – настолько он его хорошо сыграл, настолько вжился в роль.
В мировом кинематографе есть целый ряд фильмов, бесспорных с художественной точки зрения, которые относятся в то же время и к явлению религиозной культуры, пересекаются с ней. Первое, что приходит на ум – это, конечно, «Страсти Христовы» Мэла Гибсона, а из наших, отечественных, фильмов сюда же можно отнести «Остров» Лунгина и «Поп» Хотиненко. Всегда радостно, когда удается сложная для экранного воплощения метафизика христианства, удается без пошлости и фальши. Порой такие фильмы становятся даже своего рода художественной проповедью, настолько сильно воздействуют они на зрителя. А для кого-то – в первую очередь для людей, находящихся пока что за порогом Церкви – такие фильмы могут стать своего рода первым доказательством реальности Христа, живым воплощением Его проповеди и наглядным свидетельством Его к нам любви.
Безусловно, «Исцеляющая любовь» – фильм именно такого рода. Его стоит посмотреть также из-за прекрасной режиссуры, блестящей игры актеров и драматично закрученного сюжета. А в финале даже самому сдержанному человеку трудно будет не заплакать.