Даже в пасхальные дни за пределами Российской Федерации льется кровь: убивают христиан и тех, кто за них вступается. Наша мирная жизнь, оплаченная подвигом новомучеников и исповедников Церкви Русской, продлевается служением тех, кто и сегодня готов жертвовать собой ради жизни нынешних и следующих поколений.
В кабинетах Министерства обороны РФ развеселая суета столичных весенних улиц резко сменяется атмосферой напряженной собранности. Здесь по-другому относятся, например, к отдыху: из цели, для обывателя столь привычной, особенно в предвкушении мая, он превращается в средство быть в форме.
Генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский
Начальник Главного управления военной полиции Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский вспоминает, как ответил: «Прости, мне потом сразу вылетать на выполнение задания, надо будет хоть немного отдохнуть», когда его близкий друг генерал Валерий Михайлович Халилов, ныне покойный, предложил: «Полетим вместе! Я тебя с доктором Лизой познакомлю, пообщаемся…»
Мы уже писали[1] о том, как назначенный главным борта того самого ТУ-154, летевшего в Сирию, генерал-лейтенант Ивановский заехал по пути в аэропорт к схиархимандриту Илию (Ноздрину) в Переделкино, а старец его долго не отпускал, молился так, что тот, когда оказался на взлетной полосе, получил приказ вылетать предшествующим самолетом и снять еще 18 человек с борта. По статистике, на самолеты, терпящие крушение, бывает больше всего опозданий, и внезапно возникают другие отводящие обстоятельства.
Рассказывает чудом оставшийся в живых генерал-юбиляр:
– Прилетев на такой же ТУшке после аналогичной дозаправки в Сочи на базу в Хмеймим, пошел отдохнуть час-два, чтобы лететь дальше на выполнение задания, как вдруг отдых был прерван стуком в дверь[2]: сообщили, что самолет, на который ранее был назначен старшим борта, пропал с радаров…
Это был мощный толчок к переосмыслению всей жизни: почему и зачем Господь таким явным вмешательством продлил дни?
24 апреля Владимир Сергеевич Ивановский отметил свое 50-летие.
Желая ему пасхальной необоримости в служении, первый вопрос задаем о рождении в жизнь со Христом.
Со схиархимандритом Илием
Приход в Церковь
– Владимир Сергеевич, вы с младенчества крещены?
– Крестился я в 17 лет. Так случилось, что, когда приехали меня крестить, из восприемников на месте оказалась только крестная мать, а крестный отец не успел к Таинству, так что батюшка, который меня крестил, сказал: «Твоим крестным отцом буду я». Как сейчас помню: отец Иоанн. Я постоянно, подавая записки, первым вписываю его, верю, что и он даже там молится за меня. Крестился я в Белоруссии, где и родился.
– В 17 лет это был уже осознанный приход к вере?
– Не могу сказать, что тогда это было именно так. Я крестился по послушанию родителям. Был очень активным, и они хотели направить мою энергию в какое-то правильное русло, чтобы я занимался, например, больше учебой, а не спортом и прочим.
– Не совсем тривиальный для тех, еще советских, лет способ мотивировать молодого человека…
– Да, но у них была твердая надежда, что благодать Крещения сподобит меня жить так, как надо.
– Родители были верующими?
– Отец умер как раз в ту пору, когда я только принял Крещение, его опыт остался для меня сокровенным. Это было еще действительно советское время. Сам я тогда учился в 10-м классе, внешняя жизнь, как это бывает у молодых, захватывала практически все внимание… Мама – верующая.
– C чем был связан уже сознательный приход в Церковь?
– Господь меня привел в Церковь, когда мне было особенно трудно. Жизнь – очень сложная штука. Когда случаются большие неприятности по службе, переживаешь личное горе, тогда и ищешь ответов у Бога, приходишь в храм. Только здесь душа находит утешение. Тогда и приходит осознание: это то, чего тебе не хватало. Любой взрослый трезвомыслящий человек поймет: Церковь ничему плохому не учит, только хорошему. На своем опыте убедится: когда выстраиваешь свою жизнь в соответствии с тем, что заповедано в Евангелии, тогда все встает на свои места, а как начнешь удаляться от Церкви, даже самые «благие намерения» оборачиваются не к добру.
– Да, верно. А пребывая в Церкви, имеешь это ни с чем не сравнимое удовольствие: даже твои ошибки Господь силен исправить тебе во благо.
– Сам я грешный человек. То воцерковишься так, что всё стараешься соблюдать, потом жизнь мирская опять затягивает суетой… Это постоянная борьба. За каждое деяние, совершенное вопреки богоустановленным законам, тебя все равно настигнет наказание, так что поймешь: в следующий раз этого делать нельзя. Не совладаешь с собой – сам же себя лишишь чего-то. И вместе с тем знаешь: когда будет тяжело, тебе есть на кого опереться. Есть на этом свете сила, которая незримо помогает нам. В самых сложных обстоятельствах и по жизни, и по службе я чувствую молитвенную поддержку духовного отца.
Архимандрит Петр (Кучер)
– Кто он? Можете рассказать о нем?
– В свое время я познакомился с отцом Петром (Кучером), что в Боголюбово. Он мне очень много в трудные минуты помогал. В какой-то момент даже заставил венчаться. Я ему всецело благодарен. Для меня он пример служения: даже в свои 90 лет около 250 ночных служб за год совершает. А какие он проповеди говорит! Послушать их собирается по 500 человек, не меньше. Он строил, восстанавливал монастыри, но он воспитывал не только монахов, но и нас – военное сословие. Меня поразило: я прилетел недавно в Сирию, зашел в монастырь и увидел там иконки, которые мне отец Петр благословлял раздавать, – они уже там, в храме на базе в Хмеймиме!
Историческое самосознание, соборность и образы героев
– По благословению архимандрита Петра издается журнал «Православный воин». Каков сегодня православный воин России?
– Настоящим православным воином сегодня, как, впрочем, и всегда, быть непросто. Вообще истинных верующих мало. Даже тех, кто неопустительно хотя бы просто ходит в храм, исполняет, как говорят, обряды, и тех – единицы процентов от всего населения страны. Реабилитация длится не меньше самого заболевания. Сколько десятилетий в стране навязывался атеизм, столько же должно пройти времени, чтобы люди вернулись в храмы. Каждого человека, убежден, его жизненные проблемы или просто чувство ничем не насыщаемой пустоты рано или поздно обратят к Богу – только тогда он, по большому счету, и начинает что-то понимать в жизни. Военный человек, веруя в Христа Воскресшаго, может осознанно и добровольно душу свою положить за други своя (Ин. 15: 13).
– Народ как-то всегда мог почувствовать и различить единократное и самоличное геройство, которое может быть движимо в том числе и страстями, тем же тщеславием: на миру и смерть красна, – и подвиг собственно за други своя. Настоящий герой, как и гений, не говоря уже про отшельников-святых, всегда таинственно сопричастен народу и – шире – всему человечеству. Не от того ли и русский народ всегда имел чутье на героев, что причащался? Вспомним: святой благоверный князь Димитрий Донской перед Куликовской битвой не спешит ввязаться в бой, а отправляется за благословением к преподобному Сергию Радонежскому. При несомненном героизме многих прославленных участников сражения это была победа всего народа.
– Хотелось бы, конечно, чтобы и сегодня в нашей армии был единый дух, а единство духа держится только на исповедании Православия.
– И тогда это соборное единство воинов не только между собой, но еще и с предками! Известно же, что Александр Невский решающие битвы с превосходящим в силе врагом выигрывал благодаря помощи своих святых кровных родственников – убиенных за века до этого страстотерпцев Бориса и Глеба. Так же, как и жертва святого царя Николая, их подвиг многими до сих пор не понят, даже от депутатов приходится слышать: «Ну и что? Просто дали себя убить…»
– А как же уже в наши дни Евгений Родионов в Чечне принял мученическую кончину, отказавшись снять крест? Не предал свою веру! Это близкий каждому сегодня в России образ истинного героя, православного воина.
В Сирии
– Сейчас часто говорят про оскудение героизма у молодого поколения. От чего это зависит? И в чем сегодня исток героизма для русских воинов?
– Надо осознать величие своей Родины и изучать ее славную героическую историю. Оскудение героизма, как и прочих нравственных качеств, – там, где этого нет. Даже в сложное советское время в годы Великой Отечественной войны недаром были введены ордена генералиссимуса Александра Васильевича Суворова, адмирала Феодора Феодоровича Ушакова, генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича Кутузова. Это те, кто сформировал героическое самосознание нации.
Столетиями на Руси общественным идеалом являлся святой человек. Это были и святые благоверные воины-князья – Димитрий Донской, Александр Невский, Андрей Боголюбский; и наши великие преподобные – Сергий Радонежский и Серафим Саровский; и вымаливающий советскую в ту пору Россию в годы Великой Отечественной войныпреподобный Серафим Вырицкий и многие-многие другие.
Именно на этих примерах мы и воспитываем современных бойцов. А нам нужны воины не только линии фронта, но и тыла.
Что бы там ни говорили, молодежь надо воспитывать! Даже в советское время, когда разорялась Церковь, органичную для русского народа соборность пытались возместить деятельностью детских и молодежных организаций: только лишь наступал сознательный возраст, сразу принимали в октябрят, потом в пионеров, комсомольцев. Человек постоянно чувствовал себя причастным к какой-либо общности, не было такого, чтобы усваивалась установка: живу сам для себя.
Юная армия
– Свято место пусто не бывает. Эти эгоцентрические, по сути своей антигероические алгоритмы сейчас еще активно навязываются масскультом: «Бери от жизни всё!» и подобным.
– В целях профилактики и противодействия этим разрушительным тенденциям мы сейчас развиваем такое направление работы с подрастающим поколением, как «Юная армия». Эти мальчишки с малых лет закаливают себя как воинов-защитников Отечества. Наши воспитанники, среди которых, впрочем, есть и девчонки, уже с самого юного возраста понимают, что такое Вооруженные силы России, какие задачи стоят перед нами, как они сами могут послужить своему народу, своей стране. В таком детстве, где уже есть элементы самодисциплины, труда над собой ради служения Родине и ближнему, жертвенности и самоотдачи, и надо искать истоки героизма и патриотизма.
Молодежи всегда очень важен пример. В Санкт-Петербургской военной академии мы организовали принятие военной присяги в Суворовском музее. Проводим Суворовские чтения. Руководителями военных вузов поддержана инициатива о прославлении Александра Васильевича в лике святых.
– Знаю, вы глубоко изучаете наследие Александра Васильевича, подготовили книгу о нем. А как на практике сегодня в Вооруженных силах России осваивается и применяется его наука – «Наука побеждать»[3]?
– Времена меняются, условия уже другие, но искусство воевать не числом, а умением и побеждать не только на внешних, но и на внутренних фронтах все так же актуально. Так, Александр Васильевич добился в свое время того, что Крым стал православным. Происходящие в наши дни события лишний раз доказывают необходимость следовать его примеру.
Мы понимаем, что все великие победы, которыми так славна наша русская история, одержаны помощью Божией.
Святой адмирал Феодор Ушаков, который не проиграл ни одного сражения, перед тем как идти в бой, обязательно прочитывал три псалма: 26-й, 50-й и 90-й; на колени при этом становилась вся его команда.
А фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов перед Бородинской битвой с иконой объехал крестным ходом все поле сражения, и снова наше войско устояло перед неприятелем.
Знать историю очень важно. Без корней дерево засыхает. Если утратить историческое самосознание, мы как народ умрем.
– Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) неоднократно отмечал, что именно единое понимание истории сплачивает людей в народ. Патриарший совет по культуре разработал в последние годы выставку «Россия. Моя история». Сейчас подобные исторические парки открываются по всей стране.
– Это необходимо. Мы в Министерстве обороны очень большое внимание уделяем изучению истории нашего государства, его военной славы и составляющих ее подвигов не только великих полководцев, но и простых людей вплоть до наших дней – солдат или даже тех из них, кто не был военнообязанным, но в тяжелое для страны время проявил мужество и отвагу. Александр Матросов, Виктор Талалихин… Есть примеры мужества женщин, таких как Зоя Космодемьянская.
– Сейчас уже стало известно, что она из священнического рода, ее дед-священник был зверски умучен в 1918 году большевиками. Именно вера во Христа Воскресшаго и давала испокон веков безбоязненность перед смертью. Поисковики, обнаруживающие незахороненные останки воинов Великой Отечественной войны, признаются: «Ведрами собираем крестики»…
– Важно, чтобы люди осознавали мотивацию: что двигало и движет героями? Но убеждают именно примеры. Еще раз повторю: сегодня нужно, чтобы постоянно на виду и на слуху были настоящие герои.
В Сирии
Информационные войны
– Как ранее по поводу Чечни некоторые СМИ нагнетали протестные настроения, так и в отношении Сирии сегодня: мол, зачем нам это нужно? Как мотивируете тех, кто выполняет боевые задания за границами России – в той же Сирии?
– Мы военные люди, приказ для нас беспрекословен. Но у каждого есть понимание того, что, если сегодня нас не будет в Сирии, эта террористическая полоса приблизится вплотную к границам Российской Федерации и перехлестнет уже на нашу территорию.
– Что, собственно, уже и было в Чечне. Любовь Васильевна, мама Евгения Родионова, так и говорит: «Женя – жертва ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории России. – Ред.). Им дали по зубам здесь, и они ушли в Сирию»[4].
– Это прекрасно осознает каждый наш военнослужащий. Хочется отметить, что сирийский народ очень и очень положительно относится к Вооруженным силам Российской Федерации. Потому что если бы не наши войска, введенные решением Верховного ГлавнокомандующегоПрезидента России Владимира Владимировича Путина в эту исстрадавшуюся страну, то сегодня не было бы вообще Сирии.
– Как военными воспринимаются те информационные войны, что ведутся против России, когда и само российское общество поляризуют, и украинский народ настраивают против русских? Не говоря уже об общемировой травле, которой полностью или в отдельных ее аспектах симпатизируют некоторые и внутри страны.
– Очевидно, что родному нам украинскому народу вся эта вражда навязана извне. У нас единая Церковь, общий крест. Надо во что бы то ни стало преодолевать вражду. Наша сила в единстве. Очень страшно, когда брат на брата идет войной. Нас озлобляют друг против друга, чтобы ослабить. Этого нельзя допускать – тем более внутри самого российского общества. Потому что за внутренним поражением следует внешнее порабощение врагом.
– Такое уже было на исходе Первой мировой войны после революции 1917 года…
– А за прошедшие 100 лет технологии революционных и прочих развалов стран только оттачивались, что неоднократно с таким цинизмом демонстрировалось – в частности, на примере Майдана. Но какой бы мощной ни была современная техника, сколь бы яростно ни обострялось информационное и иное противоборство, мы должны быть сильны духом. А закалка духа – это вера православная. Наши ценностные ориентиры: Родина, Церковь, семья. На этих трех китах и держится обороноспособное государство.
– Владимир Сергеевич, вы родились и выросли в Белоруссии. Сможем ли мы собраться – с белорусами, украинцами – вновь в славянское братство, ощутить себя снова единым народом, одной славянской семьей?
– Думаю, только какое-то тяжелое испытание может нас всех объединить. И я не знаю другого фундамента для подобного объединения, кроме Православия. Раньше была общая экономика, идеология и т.д. Сегодня все это уже не сработает. Большая роль в объединении принадлежит, конечно, Русской Православной Церкви. Но это очень и очень сложная задача, при том что такой клин вбили между нами и украинцами. Теперь должны пройти годы, десятилетия, должны, может быть, поколения смениться, чтобы та боль, которая причинена народам, уже так остро не напоминала о себе. Все равно, я уверен, мы должны быть и будем вместе.
– Не знаю, какие каналы смотрят в Министерстве обороны, но когда ждала вас, транслировались новости, где явно информация подается не в духе заповеданного Господом миротворчества (см.: Мф. 5: 9) – такой православный подход как раз гасил бы конфликты, не дав им разгореться, а тут, напротив, провоцируются мстительность и вражда. Чем тогда наши СМИ отличаются от проплаченных украинских? Это же все равно что диверсия?
– Да, идет информационная война, хотим мы того или не хотим. Люди и здесь, в России, и – что особенно наглядно показали события – на Украине подвержены этой «обработке», потому что постоянно включены телевизоры, компьютеры, сотовые телефоны.
– В Средней Азии сотовые телефоны называют «шайтан-машинка»[5] – это недавно рассказывал протоиерей Валериан Кречетов, вернувшийся оттуда, и изумлялся: насколько же меткое название.
– Была бы у меня власть, я бы все эти экраны выключил – пусть люди книги читают!
– Ту же «Науку побеждать» Александра Васильевича Суворова. В Сибири, кстати, есть предприятие, где эта книга является корпоративным кодексом.
– А все эти мультимедиа – такая зараза, что, запутавшись в этой информационной сети, даже православный человек, смотришь, а стал мусульманином.
– Так и в ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная на территории России. – Ред.) подаются. Какой призыв вы бы обратили к тем, кто сражается сегодня каждый на своих фронтах – к тем же журналистам?
– Самое главное – говорить правду, объединять людей, работать на созидание. Для журналистов их служение – тоже крест, который надо пронести. У нас и так сегодня сложное время, а включишь телевизор, там один негатив: убийства, изнасилования, грабежи, война. Надо же давать людям надежду, чтобы они понимали, ради чего жить. Иначе безысходность отнимает последние силы. Разве у нас мало добрых примеров, которые могли бы служить образцами для подражания? Тогда и жизнь будет выправляться. Надо очищать информационное пространство от всей этой грязи и цинизма. Прямо и просто говорить о любви к Родине, к своему народу – воспитывать чувство патриотизма! Нашим людям надо вновь научиться уважать собственную страну, ценить то лучшее, что у нас есть. А начинается все с малой Церкви и микрогосударства – с семьи.
Главная линия обороны
– Вообще считаю, что самая главная опасность – это война, которая ведется сегодня против семьи. Надо возрождать уклад семейной жизни, чтобы вновь у нас в России преобладали большие семьи. Как говорят: борода – это богатый род. Хотелось бы пожелать, чтобы каждый был богат своим родом. Так, чтобы не решать проблемы выживания. Надо, чтобы народ развивался. У нас же богатейшая страна – все у нас есть. Мы единственная в мире держава, которая по всем своим потенциалам может быть полностью независима от других государств. Господь нам всё дал. Только исполняйте заповедь: плодитесь и размножайтесь.
– А далее продолжение заповеданного: и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1: 28). Иначе просто народ уже не сможет покрывать свою исконную территорию. У такого народа земля отнимается с войнами или без таковых. И никакая армия не поможет.
– Да и воевать будет некому.
– Патриарх Сербский Павел говорил: «Если албанская женщина рожает 7 детей, а сербская делает 7 абортов, то эта земля нужнее албанцам, чем сербам. Вот Господь и распорядился землями Косово и Метохии так, как посчитал нужным».
– Так и в современной России рождаемость ниже критического уровня: 1,8 ребенка на семью – это даже не восполняет уходящие поколения. Православных мало. Если у мусульман 8,1 ребенок на семью, то сколько у православных?
– Это как раз норма и православных семей. Ранее возглавлявший Синодальный отдел по взаимодействию Церкви и Вооруженных сил, а ныне переброшенный на защиту семьи, материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов говорит[6], что до революции у русских 8 детей в семье – это было нормально, 15–20 – обычное явление. В подлинно православных семьях и сегодня бывает 8 детей и больше. У протоиерея Валериана Кречетова дочери уже по десятому внуку ему рожают, а всего у батюшки при семерых детях (было 8 детей, один умер в младенчестве) 35 внуков, у протоиерея Александра Ильяшенко – 12 детей и 41 внук. Вопрос в другом: сколько их – этих православных семей? Мы же проигрываем Третью мировую войну именно на этих внутрисемейных фронтах: дети просто не рождаются, а то и убиваются в утробах.
– Проблем много. Государство пытается в первоочередном порядке решать вопросы демографической политики. Но в целом ситуация очень сложная. Стоило показать свою силу, как нас «зауважали», но тут же у России не осталось ни одного союзника. Если проследить по истории, то увидим, что в те периоды, когда Россия сильна, она остается без союзников. То же самое и сейчас: история повторяется. Как говорил Александр III: «У России есть только два союзника – это наша армия и флот, остальные при первой возможности предадут».
– Разве своя же армия не предала Верховного Главнокомандующего – святого царя Николая II ровно 100 лет назад? Какие можно извлечь уроки их тех событий?
– Тогда всё сошлось. Слабость монарха тоже сыграла свою роль. Генералы не то что предали – не поддержали государя. Ему остались верны только двое[7]. Отвернулось от царя в большинстве своем и священство. Революция произошла из-за стечения многих обстоятельств. В 1913 году Россия вышла на передовые позиции по многим показателям. Это был до сих пор не превзойденный максимум подъема. Но мировые деньги проплатили запуск в обществе механизмов предательства. Были сорваны главные кампании, в том числе по захвату Константинополя. Кому-то сильно претила идея мирового первенства самодержавной России.
– Трудно удержаться от вопроса: а сегодня какие цели открываются перед Вооруженными силами нашего государства?
– Я не могу об этом говорить. Это решает Верховный Главнокомандующий. Самое главное – безопасность и обороноспособность нашей страны. Это то, для чего предназначены Вооруженные силы. Государство в это тяжелое время вкладывает все, что только может, для того, чтобы армия развивалась и была боеспособна для выполнения поставленных перед ней задач. Мы должны понимать: если не будем содержать свою армию, будем содержать иностранную.
– Денежный вопрос называют одним из главных факторов разделения в российском обществе. Об этом говорил недавно и Святейший Патриарх Кирилл, выступая в Государственной Думе на Парламентских встречах. А Президент России Владимир Владимирович Путин сравнил микрофинансовые организации со старухой-процентщицей из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Заканчивается-то всё, по интуиции писателя-пророка, кровью, в том числе безвинной. Что, на ваш взгляд, сегодня все же способствует единству как залогу мира?
– Я считаю, что даже те трудности, которые нам устраивают, в том числе в виде санкций и прочего, работают на объединение нашего народа. Уровень доверия к Вооруженным силам сегодня в обществе достиг самых высоких за последние годы показателей – 86%. Если раньше откупались, лишь бы в армию не пойти, то сейчас уже сами готовы платить, только бы послужить Отчизне. Время сейчас сложное. Наши люди это понимают, молодые уже не хотят просто так прожигать жизнь. В военные училища стремятся поступить даже девчонки, для них конкурс 10 человек на место, и меньше не бывает. Для парней конкурс 5–6 человек на место на простые специальности, не говоря уже про наукоемкие. Единение нации началось, сейчас этот процесс набирает обороты. Верховным Главнокомандующим, Русской Православной Церковью, руководством Вооруженных сил в этом направлении предпринимается множество совместных действий.
Пасха 2017 года. Фото patriarchia.ru
Сила, которая противнику не видна
– Что для армии России значит духовная сила?
– Русской Православной Церковью во главе со Святейшим Патриархом Кириллом, как и ранее Святейшим Алексием II, многое делается для укрепления духа военнослужащих. Практически в каждой воинской части сейчас уже есть помощник командира части по работе с верующими, 95% из занимающих эту должность – православные священники. Они заполнили ту пустоту, которую в советские годы, разоряя Церковь, пытались закрыть работниками идеологии от главенствующей тогда Коммунистической партии: сначала были комиссары, потом замполиты. Но идеология никогда не решала внутренних проблем человека.
Кто сможет заглянуть в душу солдату? В армии нет матерей. Да и не каждой матери взрослый сын откроет то, что у него на душе. Для этого и нужны священники. Когда я возглавлялВоенно-технический университет в Балашихе, мы по благословению покойного Патриарха Алексия II построили там храм святителя Николая Чудотворца, и встал вопрос: кто будет священником? Рукоположили выпускника университета – капитана, который закончил также семинарию в Коломне.
Для командира очень важно знать о состоянии духа вверенного ему личного состава в каждом подразделении. По понедельникам и четвергам в нашем храме читается Акафист святителю Николаю Чудотворцу, а по субботам и воскресеньям служатся Литургии. Я периодически не только на службу, но и просто в свободное время приходил в храм. Общаясь со священником, глубже понимал, в каком подразделении какие беды. Кого-то батюшка брал к себе поалтарничать, чтобы воодушевить, особенно если над пареньком как-то подтрунивали. «А с этими, – подсказывал мне настоятель, – это уже вам надо поработать».
Какие бы мероприятия мы ни проводили в Военно-техническом университете, начиная от присяги курсантов и заканчивая выпуском молодых офицеров, а также при выездах на тренировки и построение на парад на Красной площади, – с нами всегда был священник. Батюшка читал молитву перед началом всякого дела, окроплял всех святой водой. Причем не только православных, а вообще всех.
– Известно же, что даже мусульмане и буддисты приходят за святой водой после молебнов святителю Николаю, молятся у икон Чудотворца. Протоиерей Валериан Кречетов недавно побывал в Ташкенте, так рассказывает, как там в православный храм приходят мусульмане молиться в особо тяжелых случаях, говорят: «Нас мулла сюда отправил Бога о помощи просить».
– У нас, кстати, всегда все эти мероприятия, когда священник молился и всех благословлял, проходили без проблем. Я считаю, что священники очень нужны в нашей армейской повседневной деятельности. Предпоследнее место моей службы – Санкт-Петербургская военная академия тыла и транспорта, как она тогда называлась (ныне – Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулёва. – О.О.); там в одном из подчиненных нам институтов служит отец Олег Артемов. В свое время он в 21 год уже был командиром корабля. Потом успел побыть на своей родине в Ставрополье атаманом, и атаманский совет доверил ему стать воинским священником. Уже будучи в сане, он вернулся в море: 15 раз погружался на подводной лодке, в том числе бывал в «автономках» – длительных, от месяца и более, походах. Был первым священником, сопровождавшим океанографическое судно в Антарктику, – а это плавание длилось около полугода. Он рассказывал, что там, в замкнутом пространстве, окормлял всех: и православных, и католиков, и мусульман, и атеистов-коммунистов, – все ему несли записки с именами своих крещенных в Православии родственников и друзей, приходили побеседовать.
Домовая церковь Питерской Академии. Владыка Маркелл и В.С.Ивановский на службе
– Что меняется в армии с появлением военного духовенства?
– Санкт-Петербургскую военную академию я принял под свое руководство в 2012 году. Когда я пришел, у служащих в основном были обо всем полностью атеистические представления. Скажем так, они имели неглубокие познания о том, что такое Православие, зачем нужен храм и почему надо служить Богу. Все были коммунистами. Особенно те из них, кто был «старой закалки», из возрастных, – эти вообще на дух не переносили ничего церковного.
Мы начали делать ремонт академии и нашли в столовой попранную Казанскую икону Божией Матери. Ее даже глумливо поджигали, что было видно по оставшимся следам. Известно, что именно за поругание святынь страна была наказана Великой Отечественной войной.
– Так же, как и Отечественная война 1812 года, которая, по словам преподобного Серафима Саровского, была попущена за чрезмерное увлечение знати французской, на тот момент уже апостасийной, культурой.
– Да. А когда в Москве в 1941 году оставалось не более двух десятков открытых храмов и главный из них – Елоховский кафедральный собор – был объявлен 21 июня к закрытию, Господь вразумил: началась война.
Так вот, там, где в академии была найдена поруганная святыня, мы решили построить домовый храм. Очень все мы благодарны владыке Маркеллу (Ветрову), епископу Царскосельскому, за то, что он подобрал нам замечательного священника – отца Олега, о котором я как раз говорил. Он оказался человеком, искренне преданным своему служению. Во время самоподготовки слушателей он приходит, общается с ребятами, рассказывает им, что такое Причастие, как исповедовать грехи. А утром, смотришь, они уже на Литургии стоят. Мы раньше даже расписывали каждую группу, кто когда идет в церковь, потому что всем им невозможно было бы поместиться в храме.
Потом стали приходить на службы и женщины, работающие в академии. После подтянулись офицеры, а также гражданский преподавательский состав. Сегодня духовная жизнь в военной академии северной столицы развивается. Недавно, 19 февраля 2017 года, храм, который я на территории Военного инженерно-технического института академии еще закладывал, владыка Маркелл освятил в честь святителя Игнатия (Брянчанинова), который сам некогда по послушанию отцу закончил питерскую инженерную школу.
Или знаю такой удивительный случай, который мне как-то рассказал командующий дальней авиацией генерал-лейтенант Сергей Иванович Кобылаш. Однажды схиархимандрит Илий проходил где-то у них по внутренней территории, вдруг остановился и говорит: «Вот здесь надо построить храм!» Сергей Иванович сначала не отнесся с должным вниманием к этим словам, а потом именно там храм и был построен! Уже освящен, действует, службы идут. Такие подвижники, как батюшка Илий, видят несоизмеримо больше каждого из нас, им очень многое Бог открывает. Они общаются с самыми Верховными Силами. Нам такие люди нужны.
Победы одерживаются всегда помощью Божией и всем народом сообща. Церковь, служа Богу и объединяя наше общество в народ, несет сегодня свою крайне важную и ничем, как показала наша история, не заменимую миссию, в том числе и в армии. Меняется сам дух, а значит, подтягивается и преображается все остальное.
Парад на Красной площади
– Каковы составляющие воинского крестоношения?
– Главное – честь. Написанный еще в 1804 году Кодекс чести настоящего русского офицера актуален по сей день: душа – Богу, сердце – женщине, долг – Отечеству, честь – никому. Мы своих подчиненных сегодня пытаемся воспитывать именно в тех духовно-нравственных традициях, которые были заложены на Святой Руси, привели к расцвету Российскую империю, сохранялись, несмотря ни на что, лучшей частью нашего народа в советские времена, развиваются и в современной России. В военном деле так же, как и в духовном служении, важна преемственность.
– Что такое для военнослужащего Русский крест сегодня?
– Каждому человеку вверено свое служение. Будь ты простой солдат или генерал. Добросовестное исполнение своих обязанностей – это и значит достойно нести свой крест.