Законы духовной жизни порой настолько сложно объяснить,
что лишь приточные образы могут помочь в их постижении.
Брек Джон Лесли (1860–1899)
Эпизод первый. В преддверии весны
Сюда не приходят герои. Им здесь скучно. Они – искатели великих и ярких дел, а здесь – труд обыденный и постоянный. Заглянув украдкой через ограду или даже пройдя в калитку, они, не дождавшись вечерней тишины, уходят разочарованными. Как жаль… Они никогда не узнают, как благоухают цветы на закате дня.
По ту сторону ограды так много сомнений и неопределенностей. А тенистая прохлада моего сада хранит мир. И дело не в том, что мне здесь хорошо. Мир в моем саду дарит надежду на тишину и тем, кто живет за оградой. Эта ограда нужна не только мне. Сохраняя ее, я проявляю заботу о ближних.
Сколько метелей и беспощадных порывов бурного ветра переживают нежные деревья в холодную пору. Иногда кажется, что жизнь в них совсем умерла. Кажется, что эту стужу не пережить и самым крепким из них. И даже весна… ведь ничего нового она в них не привносит – все те же безмолвные силуэты под изменчивой гладью небес… Но вдруг безжизненные холодные ветви начинают просыпаться, открывать нежно-зеленые веки и делать тихонькие вдохи сладким ароматом первых цветов… Только тогда понимаешь, как велика сила надежды, живущей в глубинах сердца!
Я знаю, что плевелы всегда будут расти там, где есть хорошая почва. Знаю, что мне никогда окончательно не побороть сорняков в моем саду. Но я также знаю, что, как только перестану с ними бороться, – мои цветы умрут.
Со временем я понял, что когда неожиданно наступает засуха и цветы в моем саду начинают увядать, это не значит, что они стали хуже, что стоит забыть о былой красоте и оставить их погибать. Это означает лишь то, что теперь они нуждаются в большей заботе, чем прежде, что пришло время для трудов и усилий, каких прежде прикладывать не приходилось.
За оградой сада начинается другой мир. И, что бы ни случилось, я знаю, что цветы, выращенные в прохладе тенистых деревьев, всегда подарят радость и надежду тому, кто утром найдет их под своим окном. Любить мир можно и не выходя за ограду. Оставаясь здесь, я делаю гораздо больше, чем если бы, бросив на произвол судьбы хрупкие лепестки роз, постарался что-то изменить в мире, который меня не ждет. Познав свой сад – я полюбил мир.
Сад страдает от невнимательных взглядов. Бережное сердце старается увидеть каждое дерево. Иначе красоту не узнать. Без внимательности полюбить невозможно. Общая картинка, без усилия, без попытки разглядеть в каждом дереве красоту, спрятанную в темных бороздах его ствола, – удел самовлюбленных и равнодушных.
Весна обязательно придет... Цветы знают свое время, не стоит ждать их среди зимы.
Сад научил меня уважать время. Здесь все имеет свой порядок и свое место. И не бывает, чтобы кто-то возмущался осенними дождями или зимними метелями… Без них – сад не будет расти. Их нужно пережить… Здесь учишься не занимать сердце вопросами, ответы на которые даруется терпением.
Из дальнего горизонта мой сад кажется серым и неприметным. Резкие полосы уставшего снега напоминают о холоде зимних метелей. Обнаженные кроны навевают грусть. Они похожи на нищих, которые застыли навсегда в плену горькой безнадежности. Эту бледную картину зимнего сна может полюбить лишь тот, кто знает, как сладко пахнет весенний цвет; тот, чья вера умеет прорывать сети мимолетной действительности.