like
like
Новости Новости собора
НЕ ХОЧЕШЬ – ЗАСТАВИМ?
5 Июля 2017 г.

Как научить детей читать? Как привить, воспитать – в общем, каким способом «загрузить» в них любовь к чтению? Этот вопрос актуален как никогда, и ответов написано немало. Нужно ли что-то добавлять? Я рискну просто суммировать мысли, которые обычно посещают, когда знакомые в школе начинают спрашивать: «А ваши, правда, читают? А как вы добились?»

Не могу сказать, что я «билась», но результат (пока) действительно заметен: старшая, второклассница, из школьной библиотеки таскает и проглатывает в среднем книги по четыре в неделю; среднюю перед прогулкой от книжки приходится буквально «отклеивать». В итоге я порой не столько «прививаю любовь к чтению», сколько требую «положить наконец-то книгу», что сегодня действительно встречается не всегда. К слову, это не «хвастовства пост» – далее из текста будет видно, что тут нет каких-то титанических усилий и материнских заслуг. Разве что небольшой набор довольно простых… даже не правил. Привычек, может быть?

Так вот: первое и, пожалуй, главное, чего я НЕ делала для «привития любви» к чтению, – я не плясала перед детьми с бубном. Условно говоря. Ведь почему-то сегодня так сложилось, что каждая «нормальная» мама чувствует себя действительно нормальной только тогда, когда уверена: ее ребенку не скучно, и он непрерывно «развивается». Конечно, у нас тоже есть дополнительные занятия, и иногда их довольно много. Но я уже давно не делаю целью жизни посещение всех полезных мастер-классов в родном городе, всех концертов и мероприятий в округе. Более того, я бессовестно не ощущаю себя виноватой, когда работаю за компьютером, а дети рядом и (жуть какая!) «сами по себе».

У меня есть знакомая, которой долго казалось, что я злоупотребляю своим полупедагогическим образованием, скрывая от нее «секрет» нормальной детской дикции и любви к чтению. Действительно, на просьбы дать совет я что-то «по мелочи» предлагала, но долго не решалась сказать главного: «Да отключите наконец ребенку телевизор!» А потом даже и говорила мягко, но меня в принципе не понимали:

– Как же? Я же на кухне готовлю, дом убираю… Я должна его чем-то занять в это время.

Ну не станешь же смущать взрослого человека, объясняя, что «занять» ребенка – это дать ему почистить картошку, а телевизор – это не «занять», а отключить мозг и успокоить материнские нервы. Кажется: ребенок с телевизором «не лезет», не «нудит», не беспокоит – значит, и мама чувствует свою педагогическую состоятельность. Но если дитя все время «занято» подобным образом, если ему никогда не скучно – какие могут быть у него резоны, чтобы вместо пульта от телевизора взять в руки книгу? Понятно, что к планшету/смартфону все это тоже относится.

– И что же? – можно меня спросить. – Нам терпеть его скучающее нытье и смотреть, как он не знает, чем себя занять?

Да, именно так, как ни жестоко это звучит! Умение (и желание) себя занять – важнейший навык, который не формируется, если ребенок начисто лишен возможности сначала немного заскучать, а потом предпринять творческие попытки преодолеть скуку.

Это не значит, что дети целыми днями должны слоняться из угла в угол – но и мамы, которая 24 часа в сутки работает дома «аниматором», быть не должно. Можно вместе немного почитать, приготовить завтрак, побеседовать за столом, помыть посуду и погулять, сделать уроки или (изредка) сходить в музей… А потом – всё.

Пускай с унылым видом приходят на кухню и видят, что у мамы законный отдых, она подогнула ноги в кресле, уткнулась в книгу и пьет чай с лимоном. И маме так интересно, что отвлечь ее на что-то еще – не получается. И мультик «злая» мама не ставит – для глаз, говорит, вредно, ждите выходных.

Дети потопчутся на пороге кухни, попробуют затеять драку (вдруг поможет отвлечь маму), разольют что-нибудь (эх, зря – самим же вытирать, пока мама к книжке приклеилась) и… И да – пойдут тоже возьмут книгу или альбом для рисования.

Это не исключает традиционного совета много читать детям вслух. Что-то им просто рано осваивать самим (например, Библию, даже в любом «детском» изложении, лучше читать вслух, чтобы вовремя ответить на вопросы). Но все же чтение вслух не может быть круглосуточным.

Собственно, это второе важное правило (или привычка): нельзя слишком зацикливаться на абстрактной цели «приучить к чтению», бросая на это все силы и нервы. Всегда важно отдавать себе отчет: а для чего? Просто если внутри семьи, у старшего поколения, читать особенно-то и не принято, то никакая техника, никакой «рецепт» не даст результата с гарантией. Ну, представьте: мама час читает вслух «как проклятая», чтобы потом с облегчением побежать к экрану и включить сериал или нырнуть в соцсеть.

Я это пишу и для себя, чтобы стыдно стало, потому что тоже часто злоупотребляю компьютером, что, конечно, сильно девальвирует образ мамы с книжкой. Хорошо, если я за компьютером пишу, но иногда с грустью замечаешь: а вот сейчас пошло просто убийство времени. Разумеется, дети очень быстро могут «считывать» такие модели поведения, и тогда уже ни о каком «приучении к чтению» речи быть не может.

Так вот вернемся к цели «приучения». В идеале, нам надо думать не о том, что «ребенок должен стать читающим». Важно понимать, ЧТО мы хотим, чтобы он прочитал, ЧТО почерпнул. Тогда разговоры в семье акцентируются не на «Читай, кому сказала!», а на обсуждении произведений и персонажей. В речи свободно и естественно всплывает:

– Эх ты, барон Мюнхгаузен!

– Мама, а это кто?

– А это такой смешной и хвастливый персонаж, который…

Из своего детства я помню любимых авторов и любимые произведения – и когда вскользь, когда подробно рассказываю о них. Разумеется, это детей «цепляет», они начинают спрашивать: а у нас дома есть такая книга? Если нет – просят в библиотеке.

Так постепенно рождается привычка обращать внимание на отзывы. Названия некоторых книг дети уже стали вычитывать в других детских произведениях – именно после упоминания в книгах моя старшая попросила в библиотеке «Приключения Алисы в Стране Чудес» (которые в итоге «не пошли»), «Робинзона Крузо» и «Остров сокровищ» (которые были «проглочены» на одном дыхании).

Кстати, здесь не удержусь поведать забавную историю: библиотекарь в школе отговаривала ребенка читать про Робинзона, потому что «скучно»(!). Дочь пришла ко мне: «Мам, а он правда скучный?» Так я смогла ненавязчиво рассказать немного про особенности английской литературы, после чего ребенок спокойно одолел не только «Робинзона», но и уже подступается к «Жизни Дэвида Копперфильда», которого я все-таки уговорила оставить на лето, чтоб поберечь глаза в период учебы.

Ну и поскольку у каждого родителя есть любимые произведения, должны быть и четкие представления о том, что на детской полке совсем ни к чему. Помимо книг «18+» не нужно и назидательных, но литературно бездарных рассказов. Категорически не нужно дурной, графоманской поэзии (а ее сейчас для детей штампуют тоннами, в том числе и некоторые «православные стихи», после которых говорить о воспитании литературного вкуса уж точно не приходится).

Это, кстати, особая тема, но если и говорить о ней отдельно, то меня будет сложно успокоить, ибо – накипело. Скажу коротко: поэзия для детей важна. Поэтические строки они читают и слушают с большим удовольствием, ритм помогает запоминать и тренировать память. Но сегодня слишком многие авторы думают, что всякое стихосложение – это уже поэзия. Но это не так!

Сложить на заданную тему правильно зарифмованное и ритмически верное стихотворение сможет почти каждый гуманитарий с нормальным образованием. Но поэтическое видение мира, живительная авторская самоирония, владение метафорой, естественность, чуждая всякой банальщины, есть далеко не у всех. И в итоге прилавки переполнены «стихами» в стиле поэта Цветика: рифма есть, ритм вроде тоже – а читать вредно для душевного здоровья и умственного развития!

И что делать? Не предлагать же малышам только Пушкина да Пастернака? Разумеется, нет! Среди современных поэтов есть замечательные авторы, пишущие с юмором и пользой, просто, без штампов и примитивных рифм. Нужно только пролистать книгу перед покупкой. Что-то окажется настоящим шедевром, что-то просто неплохим забавным текстом… Но если с «поэтических страниц» на вас обильным потоком польются уменьшительные суффиксы и «суффиксята», если начнут душить сюсюкающие сладкие словечки, примитивные «рифмочки» и сравненьица… Бегите, пока не поздно. Такой книгой вкус к чтению уж точно не привить – разве что можно выработать стойкий рвотный рефлекс.


Елена Фетисова

Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.