Третье воскресенье Великого поста – Крестопоклонное, по-церковнославянски – Крестопоклонная неделя. С этого дня и до конца следующей пятницы – четвертая неделя поста – Крестопоклонная седмица.
Приступим очищеннии воздержанием, тепле облобызающе во хвалении Древо всесвятое на немже Христос распинаемь, спасе мир, яко благоутробен.
Так поется в каноне этому празднику.
Чтобы событие стало значимым для детей, оно должно стать ожидаемым. Поэтому заранее рассказываем детям об основных вехах поста, в том числе, конечно, о Крестопоклонной неделе. А подробнее поднимаем эту тему уже в преддверии события – в пятницу предыдущей седмицы, за общим ужином. Или за завтраком в субботу: дети не идут в школу, родителям не нужно на работу, можно спокойно поговорить за столом.
Можно просто почитать детям какие-то краткие тексты, например: «Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная».
А можно рассказать своими словами, ориентируясь на восприятие своих детей.
Пользуясь случаем, хорошо бы вспомнить с детьми о прообразах Креста в Ветхом Завете. Это и жезл Моисея, и медный змий в пустыне. Но в первую очередь – райское дерево, древо Жизни:
Рай другий познася Церковь, якоже прежде древо имущая живоносное, Крест Твой Господи, из негоже прикосновением безсмертию причастихомся.
Образы Ветхого Завета помогают рассказывать детям о Кресте – не о страданиях и распятии Господа, но именно о Кресте, о животворящем Древе. Не случайно Ветхий Завет назван «детоводителем»: ветхозаветные образы очень яркие и как бы объемные. Как раз для детей они оказываются хорошим подспорьем в понимании смыслов многих новозаветных событий. Тем более что всё богослужение той же самой Крестопоклонной недели пронизано подобными отсылками к ветхозаветным картинам.
Середина поста
А еще мы вместе с детьми вспоминаем, что эти дни – самая середина Святой Четыредесятницы. Половина поста уже позади, и осталось пройти еще столько же. Кстати, эта седмица называется еще и Средокрестной. «Православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим – к Пасхе Господней, находят в середине пути “Древо крестное”, чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути» (преподобный Иоанн Дамаскин).
Итак, середина поста. Во-первых, хорошая новость: до Пасхи осталось не так уж и много времени.
Во-вторых, повод задуматься: как мы постились первую половину поста? Обычно еще на первой седмице мы предлагаем детям решить, что каждый из них, каждый из нас, попытается исправить в себе за этот пост. Например, научиться не ябедничать. Или не грубить. Попытаться побороть в себе такой грех, который стал привычкой.
И вот сейчас, в преддверии Крестопоклонной недели, мы напомним детям, напомним самим себе о своих планах на пост. Удалось ли сделать что-то из того, что мы задумывали три недели назад? Часто оказывается, что удалось немногое. И пора все-таки браться как следует за это дело. Стараться, молиться, надеяться. В начале поста казалось, что впереди целая вечность, сейчас понятно, что надо попытаться хоть что-то успеть.
А есть и бытовая сторона вопроса. К Пасхе мы обычно убираем дом, чистим-моем. Готовим с детьми какие-то украшения интерьера, подарки-поделки к празднику. Если оставить все это на предпасхальные дни, то окажется, что вместо богослужений Страстной седмицы, вместо молитвы и памяти о страданиях Христовых у нас будет суета сует, мытье люстр и роспись деревянных яичек. Чтобы успеть все, или, вернее, чтобы успеть хотя бы что-то, придется готовиться к празднику заранее.
И пройденная половина поста напоминает об этой прозе жизни. Обычно я пишу список: что нужно сделать по уборке дома к Празднику. И смотрю, что из этого списка можно сделать заранее. Все это распределяю на оставшиеся три недели. Постирать шторы и мягкие игрушки, убрать наконец лыжи, помыть за стиральной машиной – в общем, многое точно можно сделать уже сейчас. Сделать все то, что такие нерадивые хозяйки, как я, откладывают на генеральные уборки. На Страстную в таком случае останутся только текущие дела и украшение дома.
Так же и с поделками, стихами, прочими педагогическими украшательствами. Все, что мы задумали с детьми подготовить к пасхальному дню, можно сделать в ближайшие три недели. Вот это все мы сейчас вспоминаем и планируем.
Богослужение
Но все-таки о главном. В Крестопоклонную неделю (то есть в воскресенье) служится служба Честному и Животворящему Кресту Господню. И начинается это богослужение в субботу вечером.
Заранее рассказываем детям, что они увидят в храме.
Во время всенощного бдения, после великого славословия священник возьмет в алтаре Крест, украшенный цветами. Хор будет петь Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас», и под это пение священник торжественно вынесет Крест на середину храма. Положит на аналой. А потом все священники, диаконы – все будут кланяться до земли Животворящему Кресту и петь: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». И мы будем петь вместе с ними, и мы будем делать эти три земных поклона. Кстати, напоминаем детям, что помазание в этот день бывает не в обычное время, а уже в самом конце службы. Тогда и можно будет приложиться ко Кресту.
Дети будут знать, чего им ожидать, – и смогут более внимательно следить за богослужением.
Если приходить в храм с маленькими детьми, то выстоять всю всенощную будет тяжело. В таком случае мы пытаемся сделать так: приходим в храм с детьми не к началу, а ближе к концу. Если служба началась в 17:00, то приходим где-то к 18:30. Тогда мы как раз попадем на вынос Креста и на елеопомазание.
Домашняя молитва
Мы вернемся домой после всенощной, поужинаем и вместе с детьми встанем на вечерние молитвы. И после обычных молитв мы тоже будем петь, как в храме. Трижды, протяжно: «Кресту Твоему…» И сделаем при этом земные поклоны перед Распятием. Так мы будем делать до пятницы предстоящей недели, после наших общих вечерних молитв.
Дети любят эти поклоны. Такие молитвы перед Крестом бывают трижды в год – и дети легко запоминают их. Когда это было в последний раз, на праздник Воздвижения, наша трехлетняя дочка заявила: «Мне очень нравится, когда мы поем такую молитву. Давай всегда такое петь и кланяться».
Это пение с тремя земными поклонами – дело недолгое и нетрудное. Но это позволяет нам каждый день всю эту неделю вспоминать и помнить. О том, ради чего и ради Кого мы постимся. О том, что мы готовимся поклониться Страстям Христовым и славному Его Воскресению…
Напоминает – если мы готовили детей ко встрече этого праздника, если проговорили такие моменты и если мы привели этот праздник в наш дом, к нашим детям.
День праздника
Воскресное утро – это, конечно, Литургия в храме. И мы бываем на ней все вместе, обычно причащаемся – вообще постом стараемся причащаться почаще. После Литургии на Крестопоклонной обычно не дают для целования крест, как это бывает в другие дни. Но весь народ подходит к Кресту на аналое, вынесенному накануне из алтаря. Так что мы снова можем приложиться к нему.
А дома мы начнем обед (или поздний завтрак – это как посмотреть) с чтения. Всего пару минут, всего пару абзацев: из какой-нибудь проповеди, посвященной Кресту или Крестопоклонной неделе.
На портале «Православие.ru» всегда бывают неплохие подборки к каждому празднику – можно открыть любой приглянувшийся текст и почитать. Недавно мы даже не сами читали, а включили аудиозапись одной проповеди и немного послушали за столом. Но все-таки лучше почитать самим: можно пропустить что-то, можно, читая, уточнять или пересказать понятными детям словами.
Например:
- проповедь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) в третью неделю Великого поста, Крестопоклонную;
- проповедь архимандрита Иоанна (Крестьянкина): «Приидите, вернии, Животворящему Древу поклонимся».
Почитаем совсем немного, только начало или выхватим что-то из середины. Если очень хочется – прочитаем сами позже, без детей. А сейчас остановимся.
А может быть, не будем читать. Просто вспомним еще раз, проговорим то, что сегодня слышали во время проповеди в храме. Может быть, кто-то из нас, как говорится, «имеет что-то сказать» о сегодняшнем празднике. И мы поговорим об этом. Пусть немного. Иногда даже очень хорошо, если совсем немного. Но этим разговором, этим чтением мы зададим определенный тон нашему небольшому общему застолью. Вернемся к тому, чем мы жили в храме – вернее, чем должны были бы жить. И может быть, эти слова действительно задержатся в головах наших детей. Или хотя бы в наших головах.
Печенье в виде крестиков
А еще была такая интересная русская народная традиция – выпекать на Крестопоклонной печенье в виде крестиков.
Иван Шмелев в своей книге «Лето Господне» хорошо описал этот обычай. Приведу здесь обширную цитату – Шмелев очень живо показал, как такая традиция вписана в порядок жизни и мышления православного, церковного ребенка. Показал «ракурс подачи» этого обычая:
«В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются “кресты”: подходит “Крестопоклонная”.
“Кресты” – особенное печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое; где лежат поперечинки “креста” – вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали, еще до прабабушки Устиньи – в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
– Православная наша вера, русская… она, милок, самая хорошая, веселая! и слабого облегчает, уныние просветляет, и малым радость.
И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, “кресты”-то. Только при прабабушке Устинье изюмины в печали, а теперь веселые малинки.
“Крестопоклонная” – неделя священная, строгий пост, какой-то особенный, – «су-губый», – Горкин так говорит, по-церковному. Если бы строго по-церковному держать, надо бы в сухоядении пребывать, а по слабости облегчение дается: в середу-пятницу будем вкушать без масла, – гороховая похлебка да винегрет, а в другие дни, которые “пестрые”, – поблажка… а на заедку всегда “кресты”: помни “Крестопоклонную”.
“Кресты” делает Марьюшка с молитвой…
И еще наставлял Горкин:
– Вкушай крестик и думай себе – “Крестопоклонная”, мол, пришла. А это те не в удовольствие, а каждому, мол, дается крест, чтобы примерно жить… и покорно его нести, как Господь испытание посылает. Наша вера хорошая, худому не научает, а в разумение приводит».
В нашей семье каждый Великий пост тоже выпекаются «кресты». Этот обычай действительно «утешение» для детей в великопостное время. Делает Крестопоклонную неделю ожидаемой даже для малышей. Мы словами рассказывали детям о Крестопоклонной неделе. А эти печенья – неплохое наглядное сопровождение вербального научения. И даже не только наглядное, но осязаемое. И к тому же съедобное.
Помимо наглядности выпечка такого печенья сама по себе – хорошая идея для занятий с детьми всех возрастов. Мы собираемся все вместе. И родители, и подростки, и малыши – все. Это совместное и веселое общее дело. Что само по себе дорогого стоит. Лепить из теста эти крестики очень просто: скатать две колбаски, скрестить их, надавить в серединке, чтобы склеились, – и готово. Для старших это развлечение. Для младших школьников – навыки труда в деле кулинарии. Для малышей – мелкая моторика, лепка, только вместо поделок из пластилина дети делают полезные и вкусные штуки. Да еще вместе со всеми старшими. А заодно мы готовим что-то вкусное к чаю. Столько плюсов – и все в одном и таком несложном деле.
Выпекать это печенье можно из любого теста.
Самое простое – из покупного. Можно купить дрожжевое для пирожков. Мы его разморозим, как написано на упаковке, и будем лепить колбаски. Можно взять слоеное – тогда нужно будет не лепить, а просто нарезать тесто небольшими полосками.
Большой плюс покупного теста, конечно, в том, что мы сокращаем время для готовки. Это особенно актуально в будние дни, когда времени практически ни на что нет. Тогда готовое тесто позволяет нам потратить на эти печенья всего минут десять: столько уйдет на то, чтобы вынуть размороженное тесто из упаковки, застелить противень фольгой или бумагой и позволить детям лепить.
А можно все-таки потрудиться и сделать тесто самим.
Ржаное – самое полезное. К тому же великопостное: ржаная мука, вода, соль, мед. Можно без меда, можно на дрожжах или закваске, зато побольше соли. Такие любит мой муж.
Дрожжевое – просфорное: мука высшего сорта, дрожжи и вода. Из такого теста колбаски нужно лепить толстенькими, где-то 2 см в диаметре. Достаточно самой скатать одну колбаску правильной толщины и показать детям – они по этому образцу налепят такие же нужного размера.
Пряничное – сладкое. Растворить на плите треть стакана воды, две трети стакана сахара, две столовые ложки меда. Немного остудить. Добавить в получившийся сироп чайную ложку корицы, разрыхлитель на кончике ножа и муку – муки столько, чтобы тесто стало как будто пластилиновое. Можно добавить и полстакана растительного масла или же 100 г маргарина для выпечки. Но и без масла – тоже хорошо. Из такого теста нужно будет делать колбаски диаметром где-то в 8 мм. Готовые крестики из пряничного теста можно смазать глазурью без белка. Такие печенья у нас разлетаются сразу. Впрочем, мои дети едят все мучное с большим удовольствием, лишь бы дали.
В серединку этих крестиков можно воткнуть изюминку, мармеладинку. Это будет хорошо для крестиков из дрожжевого теста. Печенья из слоеного теста можно посыпать сахарным песком перед тем, как ставить в печь: получится карамельная корочка.
Мы печем эти «кресты» в субботу перед Крестопоклонным воскресеньем и едим после возвращения из храма, за обедом. И потом снова печем их почти каждый день этой строгой – Крестопоклонной – седмицы.
В таких случаях, когда мы возрождаем подобные народные обычаи, могут быть некоторые смущения. Например, выпечка крестиков может стать собственно основным содержанием Крестопоклонной седмицы. И подобное действительно может произойти. Мы видим, что и в современной действительности, как и в истории, внешние, по сути малозначимые народные традиции или пусть освященные веками, но всего лишь «предания старцев» затмевают для многих смысл события церковного года, становятся важнее «заповеди Божией» и учения Церкви.
Но это происходит тогда, когда подобными обычаями исчерпывается праздник. Когда есть елка и подарки под ней – но нет храма, нет богослужения, нет чтения Евангелия, нет «учения Господня». А когда мы действительно вместе с Церковью встречаем праздник, когда узнаём и принимаем ее учение, когда детей своих хотя бы пытаемся приводить к Богу, к храму, к «истинному» образованию – тогда все внешние атрибуты займут положенное им место. А именно: выделят празднуемое событие из череды будней. Станут наглядным пособием для малышей и радостью для взрослых.
Но для этого как раз необходимо, чтобы мы сами не превращали сырную седмицу в объедение блинами под копченым чучелом, не превращали начало Великого поста в большую уборку с названием «чистый понедельник», а страстную пятницу – в день выпечки куличей.
Важно, чтобы мы сами жили жизнью Церкви.
И приводили в эту жизнь своих детей.
Так, чтобы наши дети не просто пришли – но пришли вместе с нами. Не просто пришли – но и поняли, куда они попали. Не просто пришли – а пришли с радостью. Чтобы они пришли в храм и потом в него снова вернулись. Уже сами.
Но не всегда даже у самых старательных, по-настоящему праведных родителей дети выбирают жизнь с Богом. А чего уж говорить о таких семьях, как наши. Но у нас есть надежда – есть особенное оружие в этой битве за жизнь, за настоящую жизнь наших детей. Ведь у нас есть возможность призывать на помощь непобедимую, непостижимую и божественную силу Честнаго и Животворящего Креста. Чтобы наши дети всегда возвращались под тень, под сень этого таинственного Дерева Жизни. Чтобы они сами искали его, любили его, надеялись на него и им побеждали врагов видимых и невидимых. Чтобы тропинки и дорожки наших детей в конце концов добрались до этого Райского Дерева.