like
like
Новости Новости собора
ПОДМЕНА
14 Февраля 2017 г.

Изменение нашей жизни, как в лучшую, так и в худшую сторону, происходит, как правило, постепенно и незаметно. И лишь какие-то внешние признаки, или, как говорят врачи, симптомы, позволяют в какой-то момент определить, что человек меняется, что с ним что-то происходит, например, он болен, или, напротив, выздоравливает от болезни. В последние десятилетия мы много чего узнали и восприняли нового от внешнего мира, от множества иных этносов, народов и культур. Легко, с жадностью и любопытством и не всегда осознанно и критично перенимая чужие традиции, обычаи и нравы, мы не заметили, как не только стали меняться сами в большинстве своем, но и, меняясь, стали утрачивать что-то по настоящему ценное и важное, что существовало и существует в нашей отечественной культуре, традиции и обычаях.

Сейчас у нас появилось много веселых и пестрых праздников, которые совершенно не соответствуют не только нашим традициям и устоям, но и порою входят в противоречие с тем, на чем эти традиции утверждаются, а именно — с православной верой. Самые, наверное, яркие из таких новомодных праздников — это печально известный Хеллоуин и грядущий в очередной раз так называемый День святого Валентина.

Вот о чем здесь нужно сказать. Зло само по себе отвратительно, и всем нам это понятно, когда мы видим явное проявление зла в мире. Но мало кто почему-то задается серьезным вопросом — как это зло созревает в человеке, как оно развивается до той степени, когда приносит свои ужасные плоды. А секрет в том, что зло возрастает в человеке незаметно и постепенно, от малого к большому, и поначалу всегда облачается в видимость добра. И если человек в самом начале не осознаёт эту подмену и принимает зло за добро, то зло, подобно смертельной болезни, постепенно, но неотвязно начинает овладевать человеком и разрушать его жизнь. Причем это происходит таким образом, что человек зачастую теряет способность мыслить критически и начинает это зло, возрастающее в нём, оправдывать. Так что изумляешься порой, как люди, совершая ужасные злодеяния, истово доказывают всем, что они творят добро и правду. Это и есть цель всякого зла — постепенно и незаметно совершить в человеке подмену истины на ложь, красоты на уродство, добра на зло…

Итак, праздник святого Валентина. Мы полагаем, что это и есть один из примеров такой подмены. Почему? Ну, во-первых, потому, что понятие любви — этого высшего и святого чувства — подменяется в этом празднике страстной влюбленностью, похотью и греховным влечением. И это, может быть, одна из самых страшных подмен в нашей жизни. Потому что о любви говорят теперь повсюду и много, но настоящей любви становится в мире всё меньше и меньше. А что такое настоящая любовь?

Настоящая любовь — это Сам Бог, и любить для человека — значит в той или иной степени стать причастником жизни Самого Бога. И если мы говорим о любви к человеку, то это значит — увидеть человека таким, каким он призван и может быть в Царствии Небесном. Увидеть и всем сердцем, всей душою, в Духе Святом пожелать ему достичь этого блаженного и Божественного состояния пакибытия, то есть сверхжизни: жизни, лишенной всего темного, греховного, тревожного и суетного, жизни, исполненной высшей и совершенной радости, света и красоты. Вот что такое любовь! Это восхищение человека в рай и сердечное пожелание ближнему самого лучшего, что только может быть на свете. И от понимания того, что именно мы считаем лучшим в жизни, зависит подлинность или ложность наших чувств, их высота или низменность. В истинной любви нет нечистоты, греховной страстности, противной правде Божией. Это уже не есть любовь в собственном смысле, а нечто иное, что мы называем плотским влечением, и если оно не сдерживается страхом Божиим и свободно развивается в человеке, то он зачастую впадает в блуд — тягчайший грех, не только лишающий нас подлинной любви, но и отчуждающий нас от источника подлиной любви — от Бога. И вот, человек, пребывая в болезненном и горячечном состоянии, думает, что он любит, и эта его любовь — есть та самая любовь, за которую, по слову Спасителя, человеку прощается множество грехов (См. Лк. 7, 47). Так что в обществе распространяется странное и ложное мнение, что «если по любви — то всё можно», то есть «можно» попирать заповедь Божию о целомудрии и чистоте и впадать в грязь и тину блудных отношений.

Я говорю сейчас о каких-то простейших и очевидных для всякого христианина вещах, но в том-то и проблема, что для многих эти простые истины не являются уже очевидными. И человек, слыша о них, начинает внутренне раздражаться, противиться им и придумывать тысячу отговорок, не понимая, что таким образом он противится правде Божией. И соглашается с тем злом, которое усвоил себе как собственное и по законам которого он живет, думает и чувствует; которое оправдывает и отстаивает с ревностью, заслуживающей лучшего применения. Всё это очень горько видеть и понимать.

Но вернемся к празднику «всех влюбленных». Так вот, первая и «лежащая на поверхности» подмена заключается в том, что нет и не существовало никогда на свете такого святого, который благословлял бы нечистоту блудных отношений — а под этим мы подразумеваем не только незаконное сожительство и связи, но и всю ту «гамму» мыслей, переживаний, взглядов, мечтаний, томлений и чувств, которые так или иначе относятся к тому, что называется церковным языком «душевной и плотской нечистотой». Больше того, Сам Господь напоминает нам, что ничто нечистое не может войти в Царствие Небесное (ср. Откр.21, 27). То есть ничто нечистое не может иметь отношения к истинной любви и не может называться этим святым и великим словом. А что происходит в действительности? В этот день, именуемый Днем святого Валентина, принято трубить повсюду об отношениях преимущественно чувственных — от романтической влюбленности до откровенно страстных и блудно-развязных. И вот это объединение тоже весьма символично. Оно показывает всю палитру, весь путь, в который пытаются человека вовлечь бесы. От невинного по видимости и чистого чувства влюбленности — до страшного и гнусного разврата. И не думайте, что это вещи совершенно противоположные друг другу. Это зачастую всего лишь разные степени развития греха в человеке: от начала, зарождения зла, неосознанного ещё и воспринимаемого как что-то светлое и доброе, — до погибельного и страшного пленения и омрачения. И вот этой «псевдолюбви» и посвящен в целом весь этот «праздник».

Тут может возникнуть вопрос: так что же, и симпатия, и зарождение чувств, влюбленность, да и само влечение — разве всё это безусловное зло? Ответ очевиден — нет, конечно. Но всё это хорошо и добро, и приносит радость человеку только тогда, когда бывает согласно с Законом Божиим, освящено светом Божественной истины, сопряжено со страхом Божиим, верой и благоговением. То есть наши естественные чувства, если человек обращается к Богу, и молится Ему, и старается исполнять Его заповеди, — эти естественные человеческие чувства освящаются и получают правильное и благословенное развитие. Вот в чем всё дело. В том, принимает наша природа человеческая освящение и благословение, или она делается причастницей омрачения и проклятия. Дело в нашем послушании Богу, давшему заповедь о «брачных узах», или диаволу, призывающему нас к «свободной любви», что составляет саму суть Дня святого Валентина. Вот почему этот праздник, пришедший к нам извне и уже очевидно и явно связанный с греховным пленением, не может быть назван «нашим». Потому что невозможно переменить и освятить то, что уже в основании своем содержит болезнь и порок. Это большая иллюзия. Правильнее просто оставить этот праздник, отстраниться от него и присмотреться: а нет ли и в нашей традиции, в нашей культуре подобного праздника, но только восхваляющего и превозносящего действительную любовь, действительно высокие чувства? И мы увидим, что такой праздник есть, и достойное почитание его будет правильным ответом на тот соблазн, который нам надо мудро отвергнуть, показав, таким образом, благоразумие, верность истине и подлинную любовь.

Я говорю сейчас о нашем, русском празднике Семьи, любви и верности, который совпадает с днем памяти святых муромских чудотворцев, князя Петра и княгини Февронии, и празднуется 8-го июля. Всё в жизни этих святых исполнено высокого смысла и содержания, всё полезно и назидательно для нас, всё служит добрым примером для подражания, особенно для подрастающего поколения. И главное — жизнь этой семейной пары учит нас, на каком основании и как именно должны строиться отношения между мужчиной и женщиной. А основание это — вера в Бога, понимание, что добрая жизнь возможна только в согласии с Его заповедями, что симпатия, влюбленность и влечение только тогда могут быть источником чистой радости, когда они сообразуются со страхом Божиим, благоговением и целомудрием. Именно эти качества содействуют тому, что благодать Божия осеняет, преображает и освящает отношения между мужчиной и женщиной, раскрывая их подлинный и высокий смысл в доброй семейной жизни. А сама эта жизнь подразумевает не только восторги и радости, но и то, что благословенное «единомыслие душ и телес» созидается многими трудами, верой, терпением и любовью. Той любовью, которая прибывает по капле по мере ущемления каждым своего «Я» ради угождения ближнему во благо. Цель же этой жизни — единство во Христе, приносящее святые плоды, в том числе и в чадах, которые являются добрыми плодами веры, благоговения, терпения, верности и любви. В этом смысле браки действительно заключаются на небесах, но не потому, что там, на небесах, что-то решается окончательно и бесповоротно в отношении нас, без нашего ведома, не потому, что есть какой-то исключительный план по соединению «двух половинок», идеально подходящих друг другу, а потому, что любой законный брак дает возможность людям, заключившим этот союз, достигать святости в послушании Богу. Другое дело, что мы сами эти «браки, заключенные на небесах», разрушаем своим неверием, беспокойством, нетерпеливостью, жадностью, эгоизмом, озлобленностью и многими другими страстями. Вот против такого легкомыслия и выступает Церковь, и как пример достохвальной ответственности и постоянства предлагает нам пример жизни семейной святых Петра и Февронии.

Будем же помнить о необходимости серьезного и трепетного отношения к высочайшему и святому нашему призванию: быть причастниками любви, которая неизбежно связана с верой, страхом Божиим, ответственностью и благоговением.

Священник Димитрий Шишкин


Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.