like
like
Новости Новости собора
НОВЫЙ ГОД НАСТАЕТ…
31 Декабря 2016 г.

  

В том, что празднование Нового года ныне всегда приходится на конец Рождественского поста, ничего хорошего, конечно, нет. Но и объявлять Новый Год праздником бесовским и богомерзким, приравнивать его чуть ли не к пресловутому Хеллоуину — тоже неправильно. Конечно, кроме безудержного веселия постом, ежегодное празднование Нового года несет с собой и другие немалые беды: люди, замерзшие на улице, алкогольные отравления, травмы от пиротехники и прочее. Все это мы знаем, все это очень скорбно, но, боюсь, как-то быстро изменить ситуацию не представляется возможным. Новогодние празднования слишком крепко вошли в сознание, в плоть и кровь советского и постсоветского человека. Даже если допустить такую фантастическую мысль, что у нас в России не было бы реформы календаря, и гражданское новолетие до сих пор приходилось бы на Святки, а не на окончаниеРождественского поста, даже если бы мы праздновали Рождество Христово не 7 января по новому стилю, а 25 декабря (как, например, в Греции), думаю, ничего бы не изменилось. Те, кто в Новый год предаются пьянству и поеданию салата оливье под акккомпанемент плоских шуток и попсовых песен, несущихся из телевизора, точно так же делали бы это и после Рождества, в Святки, которые, кстати, не зря так называются. Это особые, святые дни, продолжение праздника, а вовсе не время для всяких бесчинств. А те, кто ходит в храм и постится, Новый год отмечает совсем по-другому — молитвой в церкви и благодарением Богу за год прошедший. Для церковных людей главное — Рождество, к нему мы шли весь пост. А новолетие — это праздник светский, как, например, день рождения. Хочешь — празднуй, хочешь — нет. Возможно, если бы Новый год шел после Рождества, было бы даже еще хуже. Любители «отмечать» праздники выпивкой пьянствовали бы и на Рождество. В храм они вряд ли бы пошли, а вот лишний повод выпить у них бы нашелся. Сейчас, встретив Новый год «по-нашему, по-бразильски», многие к Рождеству уже приходят в себя и даже идут в храм, испытывая покаянные чувства.

Дело не в том, что празднующие Новый год нарушают пост. «Новый год уж на носу, люди режут колбасу» (народное творчество). Они и так не постятся. Плохо другое — что Новый год у нас для большинства граждан заменил Рождество.

    

Совершенно бессмысленное и даже вредное широкомасштабное празднование Нового года — это, конечно, наша беда. И для людей, которые привыкли отмечать его со всем размахом русской души, со всеми вытекающими последствиями, это именно беда, а не только вина. Эта неправильная традиция — наследие советского времени. Чем являлся Новый год для советского человека? Единственным неидеологизированным и не пропитанным лживым коммунистическим духом общегосударственным праздником. Всех остальных праздников людей лишили. Новогодний праздник — единственное, что осталось с дореволюционных времен. Хотели отобрать и его. Вместе с гонениями на празднование Рождества велась борьба и с Новым годом. В 1929 году празднование Нового года фактически было запрещено. Я еще помню рассказы старых людей, которые вспоминали, как людям запрещали ставить елки даже на Новый год. Вернули Новый Год только в 1935 году.

А еще празднование Нового года — это бессознательная генетическая тоска по утраченному Рождеству, с его ночной тайной, рождественской елкой, поздравлениями и подарками. Слишком долгие годы новогодний праздник был заменой праздникам рождественским, чтобы эта, конечно, совершенно неправильная традиция была легко и быстро преодолена. Для большинства наших соотечественников Новый год — «праздник детства и никуда от него не деться».

Да, Новый год — праздник не наш, не церковный, и приходится он на крайне неудобное для празднования время. Но что всегда делала Церковь с языческими праздниками? Не полностью отметала, отменяла их, а наполняла новым духовным смыслом. Самый яркий пример — это то же Рождество Христово. Вплоть до IV века Рождество праздновали вместе с Богоявлением — 6 января по юлианскому календарю. В середине IV века празднование Рождества перенесли на 25 декабря. Одной из причин была необходимость вытеснить распространенный в Римской империи праздник — день зимнего солнцестояния, который отмечался в 25 день декабря и был связан с культом Непобедимого Солнца. Теперь мы празднуем в этот день Рождение Солнцаправды — Христа Спасителя.

    

Думаю, просто объявить Новый год праздником богопротивным и кощунственным не есть правильно. Ведь гражданское новолетие праздновали и до революции. И в царской, православной России люди слали друг другу открытки, поздравляя не только с Рождеством, но и с Новым годом. На открытках дореволюционных можно увидеть изображение Деда Мороза с елочкой и подарками. И дело не в самом гражданском новолетии, а в том, какой смысл мы вкладываем в этот праздник и как мы его проводим. Просто сказать, что это не праздник вовсе, давайте не будем обращать на него никакого внимания, а праздновать только Рождество, — тоже не пройдет. Слишком много людей привыкли десятки лет поздравлять друг друга с Новым годом, дарить детям подарки и вообще отмечать этот день. Что мы можем сделать? Вести разъяснительную работу, рассказывать, какой смысл нужно вкладывать в Новый год и как отмечать его правильно. Мы, православные, знаем, как праздновать, отмечать новолетие, в чем его смысл. Нам об этом каждый год рассказывают все священнослужители, начиная от Патриарха и кончая простыми сельскими батюшками. Новый год, который, кстати, праздновали все народы, во всех странах, в том числе и в ветхозаветном Израиле, — это праздник благодарения, праздник подведения итогов. И повод обратиться к Богу с молитвой о благословении на год начинающийся. Молебен на новолетие (кстати, составленный до еще революции) содержит молитвословия и песнопения, которые почти без изменения взяты из благодарственного молебна. Также молебное пение на Новый год составлено как молебен просительный, взывающий к Богу о благословении наших трудов и благих дел.

Как понимали гражданский Новый год святые отцы XIX и XVIII веков? Я не беру более ранних богословов, ибо празднование Нового года с 1 января введено, как известно, только в веке восемнадцатом.

Вот что говорит в слове на Новый год преподобный Варсонофий Оптинский: «Поздравляю вас с радостями, которые Господь да пошлет вам в наступающем году. Поздравляю вас и со скорбями, которые неизбежно посетят вас и в этом году: может быть, сегодня, может быть, завтра или в скором времени. Впрочем, не смущайтесь и не бойтесь скорбей. Скорби и радости тесно соединены друг с другом. Вам это кажется странным, но вспомните слова Спасителя: Жена, егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко родися человек в мир (Ин.16,21). День сменяет ночь, и ночь сменяет день, ненастная погода — ведро; так и скорбь, и радость сменяют одна другую». И заканчивает свое поздравление с новолетием словами духовной поддержки: «Да спасет же всех нас Господь и введет в Царство Незаходимого Света!». Преподобный учит нас, что жизнь наша состоит из радостей и скорбей. Они-то и делают нашу жизнь полной, насыщенной, осмысленной. Радость научает нас благодарению, Скорбь учит тому, чтобы задуматься о грехах своих, покаяться, понять: все, что с нами происходит, «не напрасно, не случайно». Но все это — жизнь. И за все нужно благодарить Бога.

Святитель Феофан Затворник также дает нам поучение на новолетие: «Господь не возвестить только пришел о лете (годе, прот. Павел) приятном, но и принес его. Где же оно? В душах верующих. Земля никогда не будет превращена в рай, пока будет существовать настоящий порядок вещей; но она есть и будет поприщем приготовления к райской жизни. Начатки ее полагаются в душе; возможность сему в благодати Божией; благодать же принес Господь наш Иисус Христос — принес, следовательно, для душ лето приятное. Кто слушает Господа и исполняет все заповеданное Им, тот получает благодать, и силою ее наслаждается в себе летом приятным. Это верно совершается во всех искренно верующих и действующих по вере. Мыслями не наполнишь душу этою приятностью; надо действовать, и приятность вселится сама собою. Внешнего покоя может не быть никакого, а один внутренний, но он неотъемлем от Христа. Впрочем, всегда бывает так, что коль скоро водворится внутренний покой, внешние беспокойства не имеют тяготы и горькости. Стало быть, и с этой стороны есть лето приятно; только снаружи оно кажется холодною зимою».

Все внутри тебя, — говорит нам святитель Феофанэтими словами. Это согласуется и со словами батюшки Серафима Саровского: «Стяжи Дух мирен, стяжи Дух Свят — и вокруг тебя спасутся тысячи». Что бы Господь ни послал в год грядущий, главное — иметь мир в душе, тогда все, что нам будет послано, будет нам на пользу.

Святитель Тихон Задонский в слове на Новый год нисколько не умаляет день празднования новолетия, тем более что в его время в этот день еще праздновалось Обрезание Господне и память святителя Василия Великого. Он поздравляет всех: «Не премину и я счастью твоему порадоваться, и с Новым годом, и счастьем поздравить».

Вам это ничего не напоминает? Правильно, известное новогоднее пожелание: «С Новым годом, с новым счастьем». Значит, не такое уж это пустое пожелание, а имеет историю с XVIII века, и сам святитель Тихон так поздравлял свою паству. Но не только счастья желает святитель в своей проповеди. Он желает покаяния каждого человека. Желает, чтобы в Новый год люди вошли, очищенные исповедью и покаянием отгрехов. Чтобы в Новом году мы начали жизнь новую, обновленную от прегрешений и страстей. Предлагает пьяницам оставить свое пагубное пристрастие, блудникам — отринуть страсть нечистую и хранить себя от нечистых желаний и помыслов. Находящимся в ссоре — примириться. Любящим осуждать и злословить советует не судить ближних, а видеть только грехи свои. То есть в Новом году начать новую жизнь, противопоставив грехам и страстям противоположные добродетели.

«А Новый год начиная, новую начните жизнь: покайтесь. Доселе Бог преблагой вас терпел, ожидая вашего обращения, терпел, что вы Его не слушали, что Вы закон Его разоряли, а впредь стерпит ли, не знаю, и ничего о том не говорю…», — наставляет святитель Тихон. А в конце прибавляет: «А если так начнете Новый год, о, как благополучно начнете, а еще и того лучше, когда, так начав, и окончите!». Опять хочется спросить: «Какие ассоциации вызывают эти слова?» «Как год начнете, так его и проведете, так его и окончите». Это пожелание также всегда слышится на новогодних торжествах.

Но святые отцы вразумляют и тех, кто бесчинно проводят новогоднюю ночь. Святитель Феофан ополчается на тех, кто встречает Новолетие игрой в карты, празднословием, плясками и винопитием за полночь. Кто не ходит в храм, чтобы попросить у Бога помощи на год грядущий, не молится всем семейством в саму новогоднюю ночь и видит какой-то чуть ли не сакральный смысл в том, чтобы поднять бокалы в полночь. Он говорит, что таким образом мы можем задать тон на весь год. Что же прилично делать во время перехода старого года в новый? Вот, что говорит святитель: «Воздеть руки к небу и благодарить Господа за прошедшие милости и умолять его продлить Свое благоволение и на будущее. В каждой ли семье особо так поступите, или соберетесь по нескольку семейств вместе, — благословенно так встретить новое лето».

Вот такое, очень важное назидание дают нам святые отцы в связи с празднованием гражданского новолетия.   

    

Теперь о том, как нам быть с нашими не особо верующими и не особо церковными домашними, родными и близкими. Говорить людям, далеким от Церкви, что они, де, неправильно празднуют Новый год, что это все «пьянство и козлогласование» — значит только вызвать их ответное противление и неприязнь. Если вас все-таки пригласили отметить Новый год нецерковные родственники, и вы не можете им отказать, например, живете в одной квартире или отношения с ними достаточно напряженные, и вы боитесь обидеть их отказом, — не нужно отвергать приглашения. Недавно мне по электронной почте прислал письмо один мужчина, описывая свои тяжелые взаимоотношения с семьей жены, и говорил, что теща приглашает их с женой на Новый год. Вроде бы ее отношение к нему смягчается. Здесь ради мира в семье я посоветовал бы принять приглашение. Но не будем забывать, что идет пост, и об этом следует заранее предупредить приглашающую сторону. В этом году Новый год приходится с субботы на воскресение, рыба и вино, в умеренном количестве, дозволяется церковным уставом. Но, с другой стороны, следует помнить, что на следующий день нужно быть на Божественной Литургии (как встретишь год, так его и проведешь). И поэтому соглашаться на родственные посиделки нужно с большой рассудительностью, только тогда, когда действительно может пострадать семейный мир. Если вы собираетесь причащаться, то об участии в застолье не может быть и речи. Если просто будете молиться на следующий день на литургии, то лучше всего, дождавшись полуночи и призвав всех вознести молитву Богу, например, пропев «Царю небесный» и поздравив всех с Новым годом, удалиться.

Вообще, присутствие верующего человека в светской компании (и не только на Новый год) — это всегда миссионерство. От нашего поведения, от наших поступков и слов зависит очень многое: как люди, нас окружающие, будут относиться к Церкви. Приидут ли они потом в храм или, наоборот, соблазненные нами, никогда не переступят порог церковный. Великий миссионерапостол Павел, который говорил, что для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых (1 Кор. 9, 22), уверен, мог поговорить с окружающими его людьми не только о Боге и вере. Но и об урожае винограда и смокв, о ценах на зерно, а с женщинами — о здоровье детей и домашних делах. А уже потом и сказать слово проповеди. Очень важно установить хороший, дружеский контакт с нашими маловерующими родственниками. Нельзя сразу «грузить» их проповедями. Нужно сначала поговорить с тещей о даче, о плодах и овощах, с тестем — о рыбалке и политике, с племянником — о спорте и компьютерах, а уже потом рассказывать им о духовных предметах, конечно, если это не вызывает противления. Народ у нас в массе своей не умеет по-настоящему праздновать, вести дружескую беседу в застолье. И когда в компании оказывается человек, который может интересно повести беседу, что-то рассказать, что-то вспомнить, это всегда ценится. Мы уже говорили о том, что Новый год — время подведения итогов и время благодарности.

    

Очень хорошо, общаясь с родными, вспомнить все то хорошее, что было в минувшем году. Можно устроить просмотр фотографий или домашнего видео с событиями минувшего года и рассказом о них. Понятно, что общение с родственниками, которые не близки тебе по духу, — дело не очень простое. Но в семейной жизни всегда нужно стараться идти навстречу, искать компромисс. Пусть они еще чего-то не понимают, но, посидев с ними за новогодним столом, порадовав их, мы сможем потом пригласить их в храм на Рождество, а затем вместе отметить праздник у себя дома, и приобретем тем самым людей для Господа.

Теперь о том, как нам самим, церковным православным людям, проводить Новый год. В этом году 1 января приходится на воскресение. У нас в храме святых Петра и Февронии Новогодний молебен будет служиться после всенощного бдения в субботу. Так что все помолимся на всенощной, поблагодарим Господа, попросим Его помощи на весь грядущий год, а потом пойдем по домам. Можно приготовить что-нибудь вкусненькое (постное, разумеется) и посидеть, вспомнить все хорошие события уходящего года и опять поблагодарить Господа. Нам всем очень не хватает общения. А если кто дотерпит до полуночи, встать всем вместе и спеть «Царю Небесный». Ну, а завтра утром — на воскресную литургию. Это обязательно. Все-таки здорово, что 2017 год начинается с воскресения, ведь это день Господень, малая Пасха, начало недели по церковному уставу. И день надежды для всех нас на воскресение, возрождение нашей души в новую жизнь.

Протоиерей Павел Гумеров

Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.