Многие взрослые, желая говорить с подростком о Православии, часто сами оказываются не готовы к проповеди. Какие ошибки они чаще всего допускают? Является ли критический настрой молодого человека препятствием для разговора о вере? Какие темы вызовут живой интерес в подростковой аудитории? Какой пример подают нам святые исповедники? Рассказывает священник Валерий Духанин.
Есть такой миссионерский принцип, высказанный святителем Николаем (Касаткиным), просветителем Японии: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе». Это в особенности относится к подросткам. Нельзя донести им слово о Христе, если ты сам не расположен к ним, видишь в них только маленьких вредителей. Вначале научись находить с ними общий язык, понимать их в их переживаниях и интересах, быть для них своим и помогать им разрешать их житейские вопросы. И вот когда они расположатся лично к тебе и станут тебя уважать, тогда слово твое о Христе будет воспринято.
Мне вспоминается пример из жизни исповедника XX века, святителя Николая (Могилевского). Еще до революции он был учителем начальных классов в одной из деревень южной России, он стал собирать вокруг себя подростков, а затем и молодежь, ездил вместе c ними на рыбную ловлю, организовывал разные мероприятия и там-то рассказывал им про что-то святое. Затем он начал учить с ними народные песни, а после этого — и церковные. Сначала они собирались в школе или у кого-нибудь в саду, а потом стали петь и в храме. Вот так постепенно он подвел их к церковной жизни, так что в селе молодежь стала реже устраивать драки, меньше тянуться к выпивке. Его авторитет настолько возрос, что зачастую родители обращались к нему с жалобами на своих сыновей, чтобы он как-то повлиял на них. Понятно, что, имея такое уважение со стороны подростков, он мог им смело говорить о вере, и его слушали.
Опыт показывает, что подростки весьма охотно говорят и слушают о вере, когда при храме создается, например, военно-патриотический клуб, который они посещают. Там они чувствуют мужское воспитание, серьезное к ним отношение, и слово о вере уже не воспринимается в штыки.
Иногда указывают на то, что подросткам свойствен критицизм. Но на самом деле это хорошо. Хуже, когда принимается всё без разбора, и такие подростки попадают в секты. Некритичное мышление всегда уязвимо, потому что наш мир наполнен многими заблуждениями. Сердце может обмануться, принять за истину ложь, когда молчит рассудок. Вот почему личность, возрастая, должна пройти и через критицизм. Для подросткового возраста характерно заведомо критическое отношение к разным мировоззрениям, системам мысли, потому что начинает работать своя мысль.
В этом отношении надо заранее понять, что в беседе с подростками о вере с их стороны возможны возражения. Не надо этого бояться, их возражения — это возможность начать диалог, обсуждение. Хуже, если мы видим равнодушие, когда подросток молча погружается в свой мобильный телефон. Разговаривая с ними о вере, важно вызвать живое обсуждение, чтобы они новыми глазами взглянули на христианскую жизнь. Ну, например, подростки больше всего любят и ценят свободу. Вот и надо показать им, что Церковь — это как раз не закабаление людей, а напротив, обретение свободы. Потому что Церковь освобождает человека от того, что мучило его изнутри. Если в душе человека постоянно присутствуют злые мысли, обиды, раздражение, зависть, тщеславие, то где здесь свобода? Если ты взял в первый раз сигарету лишь потому, что так поступали старшие сверстники, то где здесь твоя личная свобода? Это стадный инстинкт. Церковь помогает сломать оковы разных зависимостей, стать внутренне сильнее, обрести свободу души.
Еще в подростковом возрасте пробуждается интерес к противоположному полу. Поэтому говорить с ними надо о любви и влюбленности, об отношениях полов, затрагивать то, что более всего близко им.
Именно в подростковом возрасте ребенок ищет свой личный смысл. Порой неосознанно он хочет опереться на что-то, что наполняло бы его душу смыслом. Он хочет полноты жизни и радости. Это тот возраст, когда можно наглядно показать, что безверие не дает никакого смыла, атеизм исповедует конечную смерть всего, и только вера в Бога говорит, что ты бессмертен, что у тебя есть бесконечная перспектива совершенства, но чтобы достичь этого, надо быть с Богом.
Здесь прежде всего важна личная искренность, на искренность всегда откликается сердце. Говорить с подростками можно только от сердца. И еще — надо избегать морализаторства. Мы не наставляем уму-разуму, а делимся тем, что нам дорого. Православная вера — это сокровище, которое обогатит любого человека в любом возрасте.