like
like
Новости Новости собора
АЛТАРЬ ВЕДОМОГО БОГА
16 Октября 2016 г.

Слово в день памяти священномученика Дионисия Ареопагита


Священномученик Дионисий Ареопагит

Священномученик Дионисий Ареопагит


    


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня в воскресный день за Божественной литургией слышали мы с вами, дорогие братия и сестры, слово апостола Павла: «Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2 Кор. 6: 16).

Что такое языческий идол и что такое храм Божий, каждый из нас прекрасно представляет себе, а сам же апостол во время своих трудов, по благовествованною слова Христова, посетил многие города, где были действительно прекрасные по красоте и гармонии языческие храмы-капища, и конечно же, с благоговением и молитвой посещал он Иерусалимский храм истинного единого Бога.

И только лишь один город из множества посещенных апостолом Павлом вызвал у него, мужа просвещенного и мудрого, отвращение и чувство брезгливости: как ни парадоксально, это был один из крупнейших тогдашних культурных и интеллектуальных центров всего обитаемого мира – город Афины. Апостол возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Можно смело утверждать, что город этот был просто «завален» статуями божеств, разными капищами и жертвенниками. Сами языческие историки и поэты говорили об Афинах как об «одном великом алтаре, одной великой жертве», и, как следствие, «в Афинах было больше богов, чем во всей остальной стране», а в самом городе было «легче найти какого-нибудь бога, чем человека». Среди прочих увидел апостол удивительный жертвенник, на котором было написано: «Неведомому (то есть незнаемому нами) Богу».

Жители Афин, эти самые настоящие эллины, любящие философию и искусство, были совершеннейшие язычники, верующие во множество ложных богов и богинь. Но не были они уверены, что почитают всех богов: страх, чтобы какие-то неизвестные, а потому и не почитаемые боги могут прогневаться за непочитание, побудил воздвигнуть их и подобный жертвенник, чтобы их умилостивить. Надеюсь, что среди зде стоящих и молящихся нет такого страха, никто не уподобится той неизвестной старушке, которая ставила свечечку перед изображением беса на иконе Страшного суда, и на вопрос, что это она делает, резонно отвечала: «Я не уверена, что попаду в рай. А своего заступника везде иметь надо».

Несомненно для нас и то, что в этом поклонении афинян «неведомому Богу» высказывалось и бессознательное стремление многобожия к истине, сознание его несостоятельности и искание единого истинного Бога. Об этой-то истине, только смутно сознаваемой, апостол Павел и счел необходимым дать полное познание: «Сего-то Бога, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам» (Деян. 17: 23).

Но мы знаем, что не много афинян послушало апостола Павла: им, словоохотливым празднолюбцам, показалось нелепым и скучным слово о Воскресшем Христе. И вышел апостол из среды их, но «некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними» (Деян. 17: 34).

Сегодня Церковь и вспоминает память этого бывшего афинянина, мужа знатного и ученого, – Дионисия Ареопагита, оставившего все – и власть, и благополучие, и славу, взявшего на себя благое иго Христово и пронесшего его даже до мученической смерти.

Его житие повествует нам о том, что, когда он был еще молодым, желание постигнуть истину привело его, как ранее Пифагора и Платона, в Египет, а именно в город Гелиополь, то есть город Солнца, откуда давно еще взял себе в жены Асенефу, дочь жреца Илиопольского, ветхозаветный патриарх Иосиф. В этом египетском городе Дионисий изучал астрономию – науку о небесных светилах, и как персидские волхвы были просвещены светом Вифлеемской звезды, так и он через небесные светила, через изучение Солнца почувствовал нечто великое, что поколебало его сознание. Он стал свидетелем страшного солнечного затмения во время распятия Господа Иисуса Христа. Видел это астрономическое чудо и воскликнул: «Это или Бог, Создатель всего мира, страждет, или этот мир видимый кончается!»

По возвращении в Афины, как муж образованный и мудрый, Дионисий был избран членом Ареопага – важнейшего и авторитетнейшего властного и судебного органа управления Афин. После принятия крещения он три года провел у стоп апостола Павла, а затем был рукоположен во епископа Афинского. Затем вместе со своими учениками он прошел с проповедью Евангелия сегодняшние земли Германии, Испании и Франции, а в городе Лютеции Галлийской (нынешнем Париже) во время гонения императора Домициана за отказ отречься от Христа был обезглавлен.

Вот такой небольшой, но прекрасный плод на ниве Христовой принесла проповедь апостола Павла в Афинах. Но мы с вами не будем ни хулить жителей Афин, ни восторгаться ими. Многие из них не слышали того, что мы с вами слышали сегодня: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7: 12). Не знали они этих слов Христовых, но, не ведая Того, Кто заповедал это, исполняли их.

Мы же с вами лучше посмотрим внимательнее вокруг, а в первую очередь на себя, и после богослужения сего, вступая в свои квартиры и домы, попадем в свои домашние Афины. Увидим в них и храм Диониса-Бахуса, и капище Киприды, и алтари Аполлона, и множество других жертвенников, на которых мы усердно приносим жертвы своим идолам – своим страстям. Но только мы не увидим на этих своих ложных святынях надписей, кому именно они посвящены.

И среди такого многообразия ложных святынь и неустанного им поклонения не можем мы забыть и про порой неведомый нами алтарь Ведомого Бога, про оскверненный и поруганный нами же храм нашей души.

Почему порой неведом нам жертвенник Ведомого (Знаемого нами из Священного Писания, из молитвы, из общения с Ним)? Мирская суета и заботы, наши слабости и увлечения, эти наши идолы, закрывают Его для нас, затмевают само памятование о Нем. А этого не должно быть в нашей жизни – жизни учеников Спасителя. Как стремительно вышел наконец-то нашедший долгожданную истину во Христе священномученик Дионисий из языческого суетного Ареопага, так и мы должны уйти от греховной скверны или хотя бы для начала сделать попытку. «Выйдите из среды нечестивых и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6: 17–18).

Святые отцы напоминают нам о важности помнить про Бога: «Бога имей началом и концом всякого дела» (святитель Григорий Богослов); «Имея в сердце постоянную память о Боге, мы не дадим ни времени грехам, ни оставим места в сердцах своих врагу» (святитель Иоанн Златоуст); «Во всякое время вспоминай о Боге, и Он вспомянет о тебе, когда впадешь в беды» (преподобный Исаак Сирин). А как достигнуть нам этого памятования, очень хорошо сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Начало непрестанного памятования Бога уже заключается в тщательном изучении закона Божия, во внимательном чтении Евангелия и всего Нового Завета, в чтении святых отцев Православной Церкви». Кавказскому святителю вторит Затворник Вышенский – святитель Феофан: «Чтобы удобнее навыкнуть памятованию о Боге, для этого у христиан ревностных есть особый прием, именно: непрестанно повторять коротенькую – слова в два-три – молитовку». Какую именно молитовку, он не сказал, тем самым заставляя каждого из нас самостоятельно выбрать из своего сознания самые теплые и искренние для нее слова.

Последуем же мы с вами, дорогие братия и сестры, совету этих наших добрых и опытных наставников, будем памятовать (помнить) в своих домашних Афинах, заваленных различными страстями-идолами, о едином Ведомом (знаемом) нами Боге и постараемся уже сейчас, в этой земной жизни, соорудить в сердце своем Ему храм и жертвенник, не забыв сокрушить храмы ложные.

И по молитвам священномученика Дионисия Ареопагита, его же память ныне совершаем, очистим себя от всякой скверны плоти и духа и совершим святыню в страхе Божием. Аминь.

Иеромонах Силуан (Никитин)


Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.