like
like
Новости Новости собора
СВЯТОЙ «С НАШЕГО РАЙОНА»
7 Октября 2016 г.

Петрозаводск, как и подавляющее большинство российских городов, до сих пор грустно не удивляет названиями улиц. Коммунистическая топонимика здесь живее всех живых: улицы Крупской, Ленина, Дзержинского, Андропова и прочих товарищей, сквер имени 50-летия пионерской организации назойливо напоминают вам светлое прошлое родной страны и заставляют с тоской всматриваться в настоящее. Тоску, впрочем, могут развеять улица Лесная, речка Лососинка и целая набережная вдоль нее, носящая горделивое название Ла-Рошель – тут сразу и мушкетеры вспомнятся, и улыбка появиться может: д’Артаньян и вКарелии д’Артаньян! Несмотря на скромную Лососинку и величественное Онежское озеро.

    

Пройти к Онеге, кстати, можно и по единственной улице, название которой сменили: была Урицкого, а стала Александра Невского. Если свернуть с Александра Невского направо, то попадешь в Крестовоздвиженский собор, если пройдешь влево, то выйдешь к площади Кирова, где раньше стояли аж несколько храмов: Петропавловская, Воскресенская и Святодуховская церкви и небольшая часовенка. Сейчас ничего из перечисленного здесь нет – есть только памятник Сергею Мироновичу, двойник которого находится в Кондопоге.Петрозаводск – ровесник Петербурга, и можно только с печалью представить себе то великолепие храмового зодчества, которое украшало этот суровый северный край до катастрофы прошлого века. Даже скромная часовенка, и та своей скромностью напоминала о важнейших качествах христианина – смирении и твердости в вере. Напоминала не только и не столько архитектурой, наверное, сколько тем, что в ней долгое время находилась могила носителя таких качеств – блаженного Фаддея Петрозаводского. Об этом святом мы разговариваем с протоиереем Константином Савандером, служащем в Крестовоздвиженском соборе карельской столицы.

– Отец Константин, расскажите, пожалуйста, о блаженном Фаддее – первом святом Петрозаводска. Ведь он же первый святой, прославившийся в вашем городе?

– Да, это первый известный святой, чья жизнь и христианский подвиг связаны с нашим городом. Мне кажется, подвиг блаженного имеет много общего и с подвижничеством святого праведного Иоанна Кронштадтского и блаженной Ксении Петербуржской. Мы знаем, что отец Иоанн много общался с далеко не «сливками» общества, посещая места, от которых порядочные люди старались держаться подальше, и стремясь донести до отверженных свет Христа. Мы знаем также и о подвиге юродства блаженной Ксении – одном из самых тяжелых и опасных, если можно так выразиться, христианских подвигов. Всё это соединил в своей жизни блаженный Фаддей Петрозаводский – и несение Христова света отверженным, униженным и оскорбленным, и юродство Христа ради.

– Откуда же взялись эти отверженные, униженные и оскорбленные в Петрозаводске с первых дней его существования?

– Тут всё просто: город был построен вокруг завода по производству пушек. В «Жизнеописании блаженного Фаддея» говорится: «Были у царя здесь знающие инженеры; были с крепкими руками и телом рабочие; завод работал днем и ночью, снабжая армию орудиями и снарядами; но инженеры были люди нерусские, духовно чуждые своим рабочим; рабочие же были люди подневольные и недовольные царем, по указу которого их согнали сюда с разных заводов преимущественно Пермского края для тяжелой работы; много было и раскольников. В эту-то разнородную массу связующим, умиротворяющим и облагораживающим началом вошел блаженный Фаддей». Можете себе представить, что это была за «масса»! Думаю, некоторым подобием могут служить рабочие кварталы наших современных промышленных городов с их вечными задержками зарплаты, бедностью, пьянством, нуворишами на «лендроверах», недовольством правительством, претензиями к Церкви и прочими «прелестями».

– И вот во всем этом счастье начала XVII века появляется Фаддей…

– Да, появляется некий мирянин Фаддей.

– Еще раз: мирянин? Не священник, не монах, а простой мирянин?

– Совершенно верно. Родом из Олонецкого края, из какого точно села или деревни, неизвестно. Пожилой человек среднего роста, светло-седые кудрявые волосы, круглая белая борода, благообразное лицо, высокий лоб, взгляд, смотрящий вдаль, – так его описывали современники. «Он носил грубую темную свитку, кожаный пояс и жесткую власяницу… вериги с железным крестом на груди. В руках его всегда был железный посох – “старости подпора, скудоумным поправление”». Фаддей жил в уединении в маленькой хижине-келье в центре быстро растущего Петрозаводска. Выходил он из хижины для того, чтобы напомнить людям о том, что есть вещи поважнее пьянки, нуворишей, бедности и отчаяния. Проще говоря, выходил для того, чтобы показать людям Христа, поговорить о Нем, помочь приблизиться к Нему. Как мы знаем, этим же занимался и святой праведный Иоанн Кронштадтский.

– Но праведный Иоанн был, во-первых, священником, во-вторых, известным уже священником, и его появление воспринималось людьми по большей части, наверное, с почтением и уважением. А тут – какой-то неизвестный старик-мирянин… Придет такой в нашу стабильность «на районе» – многое о себе узнает. Как к Фаддею относились люди, известно?

– По-разному. Обличаемая совесть многих людей искала облегчения в оскорблениях, а то и побоях того, кто напоминал о ее существовании. Не думаю, что это помогало. Но большинство людей относились к Фаддею с уважением все-таки: они же видели, что и в тяжелых условиях можно оставаться христианином. Город отмечал его жизнь постника, молитвенность, полное бескорыстие. Бывало, давали ему какие-то деньги, а он тут же относил их бедным либо в церковь. В самой же церкви он строго следил за дисциплиной: как вспоминали современники, если кто-то начинал разговаривать на службе, Фаддей подходил и тихо делал замечание. Человек либо прекращал болтовню, либо выходил из храма. Так мы видим трех главных врагов, с которыми вел борьбу Фаддей: пьянство, произвол и неблагоговение. Постепенно люди и привыкли к тому, что рядом с ними живет человек, для которого слова Евангелия – не пустой звук по воскресеньям, а, так сказать, «конституция», основной закон. Видеть и знать живущего по такому закону подобного себе мирянина – это постоянный голос совести и утешения. Так Фаддей и стал известным и любимым.

    

Настолько известным, что о нем услышал и Петр I, который составил даже записку такого содержания: «Здешний мужик, которого зовут Фаддеем, который стар уже и кажется умалишенным, живет в лесу и приходит в деревню. Здесь его считают за чудо. Чего-либо худого и склонности к расколу не заметно. Поэтому я, чтобы не было какого-либо соблазна, велел к вам на заводы отвести, чтобы там его кормили до смерти». Как оказалось, император и блаженный встречались каждый раз, когда Петр приезжал на заводы. Причем блаженный очень почитал правителя России. Вот как описывается их первая встреча: по выходе из церкви народ приветствовал императора радостными криками. Вдруг из толпы выступил старец Фаддей в черной одежде, опоясанный ремнем, с железным посохом и, приветствуя Петра Великого, повергся к ногам его. Монарх был тронут почтенным видом старца и его благословениями и приказал вельможам поднять юродивого. Государь стал расспрашивать старца, кто он, откуда. Старец на все давал ответы кроткие и разумные с почтением. Он понравился государю, и тот велел всегда пропускать его прямо во дворец. Блаженный нередко захаживал к государю для бесед.

– Насколько мне известно, царь был резко против почитания юродивых в народе, ссылаясь на большое количество лжеблаженных. Почему же, по вашему мнению, Фаддей избрал этот подвиг? Если Петр был настроен весьма критически по отношению к тогдашней Русской Церкви, то почему он стал общаться, спрашивать совета у блаженного Фаддея? При его резком характере как это было возможно? Значит, не совсем обоснованно мнение, приписывающее императору чуть ли не роль антихриста? Значит, Петр все-таки прислушивался к мнению святого?

– Я далек от мысли считать прагматичного императора искренним почитателем Фаддея. Тут имеет место скорее использование авторитета святого Фаддея в простом народе для государственных интересов – военного машиностроения. И Фаддея тоже нельзя подозревать в горячей любви к Петру I после его антицерковных реформ и буквально насаждаемого в России пьянства (вспомним «Всепитейший синод»). Из истории видно, что Фаддей восставал против пьянства очень… Однако святой Фаддей понимал, что Русь нужно оборонить от шведов (вспомним: речь идет о Северной войне), использовавших тактику выжженной земли, крайне жестокую к мирным жителям. Поэтому хоть рабочие, среди которых были и старообрядцы, и считали Петра почти антихристом, Фаддей же, которого они уважали, публично оказывал императору знаки внимания и почитания. Петр вынужден был их принять – это было и разумно с его стороны, и обеспечило святому Фаддею неприкосновенность от беспредела местных чиновников и позволило ему защищать бедняков Петрозаводска, ходатайствовать за них перед властями. Видимо, подвиг юродства помогал ему и в этом: ведь от обычного мужика можно было просто с презрением отмахнуться, а если оскорбить юродивого, то это грозило и народным гневом, и непониманием благоволившего к Фаддею императора.

    

– Но благоволение сильных мира сего – вещь скоропреходящая. Как, впрочем, и сами сильные мира сего.

– В этом мы тоже убеждаемся, знакомясь с жизнью блаженного Фаддея. Во время последней их встречи Фаддей предсказал императору скорую кончину. Как сказано в жизнеописании блаженного, его слова «тяжело отозвались в сердце Петра, и он в волнении велел присмотреть прилично за Фаддеем». Скорее всего, дала о себе знать критичная настроенность Петра по отношению к предсказаниям, и он мог быть просто обижен или озадачен, испуган. Так или иначе, его повеление было исполнено на месте с долгожданной ревностью и усердием, и неудобного старца просто-напросто посадили в острог. Это было в 1724 году, а в следующем году император скончался из-за болезни, которую получил, спасая солдат из севшего на мель бота в Финском заливе. Как говорит жизнеописание, незадолго до кончины Петр вспомнил предсказание Фаддея, справился, жив ли тот еще, и узнав, что блаженный находится в тюрьме, послал на Петровские заводы гонца с приказом освободить заключенного и выдавать ему пенсию до смерти.

Освобожденный Фаддей от пенсии отказался – он отдал ее, как обычно, бедным и в церкви, а сам продолжал жить подаяниями. Скончался он на следующий год после освобождения, это произошло в 1726 году. Вскоре над могилой блаженного жители растущего Петрозаводска возвели деревянную часовню, которая впоследствии была заменена на каменную.

– То есть почитание святого Фаддея началось сразу же после его смерти?

– Да, и тут есть интересный момент. Не знаю, как это объяснить, но с давних пор за молитвенной помощью к блаженному обращаются… учащиеся Карелии. Конечно, есть и обращения в других нуждах, но почему-то студенты и школьники избрали блаженного своим молитвенником. Может быть, это просто говорит о большом народном почитании святого в Петрозаводске, о почтении к нему. Но и бесплодными обращения за помощью в освоении наук не остаются: Карельский научный центр РАН объединяет несколько мощных институтов, известных своими достижениями во многих областях – от биологии до языкознания.

– Если обращаться к печальной теме большевистской топонимики наших городов, то думается, что места часовне, как и самому святому, оказавшемуся в окружении весьма одиозных имен, просто не нашлось.

– Не нашлось. Надеемся, эта проблема будет решена в пользу людей, которыми наша земля может гордиться по праву. А после переворота 1917 года с почитанием святого началась беспощадная борьба. В 1930-м его могилу срыли, а надгробье передали краеведческому музею. Затем и оно потерялось. Нашли могильную плиту не так давно, сейчас она находится у Александро-Невского собора. А на том месте, где когда-то была сама могила блаженного и часовня, сегодня стоит театр, и вряд ли даже святые останки нашего подвижника сохранились. Так что пока только надгробная плита – единственное, что осталось в память о блаженномФаддее Петрозаводском его согражданам. Сейчас мы работаем над восстановлением часовни, готовим проект. Я думаю, мы должны извиниться перед святым Фаддеем. Да и вообще, строя новые церкви и возрождая старые, мы говорим «прости» Богу и тем людям, которые жили по-божески. Мне кажется, очень емко и ярко описал жизнь святого поэт Федор Николаевич Глинка, сосланный в наши веселые края за участие в декабристском бунте. Вообще его ссылка пошла на пользу – что Карелии, что, надеюсь, и ему самому, его таланту и душевному спокойствию: он написал много добрых стихов о нашей земле. А святому Фаддею он посвятил такие строки:

Во времена царя Петра
Жил дивный муж в Кареле дикой –
Фаддей, раб Божий, друг добра,
Муж свят и труженик великий.
Враг золота и серебра,
Кой-как маячась на день со дня,
Без дум, без завтра, без вчера,
Он знал одно – своё сегодня…
Старик везде, старик нигде,
Являлся в церкви и в суде,
Там – образец молитв усердных,
А там – делец, истец за бедных;
При всяком горе, при беде
Всё он!.. Кончалось дело свалкой,
Фаддей был там, как в руку сон, –
Громя бойцов железной палкой:
Везде ходил с той палкой он!
С своей утиной перевалкой
На свадьбу часто с похорон,
Бежал он в колпаке двурогом…
Урод – в отрепии убогом, –
С детьми он пел, с детьми играл,
Верхом на палочке езжал;
Но громовой перун блистал
Во взоре строгом, взоре остром,
Когда в грехе он обличал
Бесчинников закоренелых.
Огонь – в своих порывах смелых.
Стоял он сильно за людей,
И часто, часто злых судей
Или приказных закоснелых
Крестил разгневанный Фаддей
Железной палкою своей.

– Мы часто списываем наши беды на то, что «священники плохо молятся, живут не так, как говорят в проповедях», забывая о священстве каждого христианина, о котором говорит апостол Петр: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2: 9–10).

– Блаженный Фаддей Петрозаводский своей жизнью, христианской ревностью напоминает нам о таком священстве, о собственной ответственности перед Богом и людьми, мне кажется. К разумной, рассудительной ревности по Богу призван каждый христианин – иерей он, диакон, митрополит или мирянин. Это не значит, что каждый должен обзавестись железным посохом и стать юродивым, конечно. Но следить за собой, жить во Христе, с тем чтобы своей жизнью «возвещать совершенства Призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет», мы все обязаны. Добрая христианская жизнь, даже самая тихая, незаметная, никогда не скроется от глаз окружающих, будет для многих и проповедью, и примером, и утешением.

Петр Давыдов


Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.