Интересный факт: нет такой крупной проблемы, беспокоящей ныне верующих Русской Православной Церкви, с которой не сталкивалась бы и Сербская Православная Церковь (СПЦ).
Раскольнические "церкви"
Возьмем, например, агрессивные действия раскольников на канонических территориях, волею судеб оказавшихся в последние годы за государственной границей. Если сердца русских верующих ранит захват зданий УПЦ МП в Ровно других украинских городах, а подход одесского губернатора Саакашвили под "благословение" ряженого "патриарха" Филарета Денисенко воспринимается как издевательство над обрядом, то Сербской церкви приходится противостоять попыткам вытеснить ее из Черногории, где пронатовский премьер Мило Джуканович пытается заменить ее подконтрольной ему так называемой "Черногорской православной церковью" (пока что, подобно УПЦ КП, никем не признанной). Добавьте сюда попытку так называемой "европейской православной церкви в Хорватии" канонизировать покойного кардинала Алоизия Степинаца (1898-1963) – человека, в 1941 году сразу после гитлеровской оккупации поддержавшего пронацистский режим усташей в Хорватии.
Разрушение святынь
Уничтожение православных церквей и святынь в зонах боевых действий и при захвате территорий антихристианскими режимами – и эта проблема, знакомая РПЦ по Донбассу, Сербской Православной Церкви известна не понаслышке. Здесь самая больная тема – это край Косово, где, по данным сербского правительства, со времени захвата этой территории силами НАТО в 1999 году уничтожено 174 религиозных объекта СПЦ, потеряны более 10 тысяч икон и богослужебных предметов, разорено 256 православных кладбищ. Именно поэтому святейший Патриарх СПЦ Ириней – самый последовательный сторонник непризнания косовского режима в сегодняшней Сербии. И если нынешнее белградское правительство тихой сапой ведет дело к признанию независимости Косово де-факто взамен за обещания (в неопределенно далекой перспективе) членства Сербии в ЕС, то Ириней твердо стоит на своей позиции: хорошие отношения с косовскими албанцами, диалог с ними и с ЕС – да, а вот признание государства под названием "Косова" и забвение всех ужасов при его создании – нет.
Именно Патриарх Ириней возглавил в прошедшем году в Сербии поистине всенародную кампанию против приема Косово в ЮНЕСКО – образовательную, научную и культурную организацию Объединенных наций. И эта кампания увенчалась успехом: край Косово, как территория, где совершены и совершаются сотни нападений на церкви и кладбища, в ЮНЕСКО не вошел.
Когда в середине прошлого года правительство Сербии в обмен за весьма туманную "дату начала переговоров о вступлении страны в ЕС" пошло на установление прямых связей с косовским правителем Хашимом Тачи (человеком, которого сам Белград требовал одно время арестовать за его жестокость в период службы в Освободительной Армии Косово) – в этот период голос Патриарха Иринея стал одним из немногих голосов протеста. Вот как отреагировал на заигрывание с Тачи Святейший Синод Сербской Православной Церкви:
"Соглашение о "принципах нормализации отношений" между Белградом и Приштиной – не слишком ли это дорогая цена за пресловутую "дату начала переговоров" [о вступлении в Евросоюз], причем переговоров с неизвестным пока никому количеством новых условий для Сербии и неопределенным исходом? – вопрошал Священный Синод СПЦ. – Похоже, что ценой за наше пока еще вовсе не очевидное вступление в ЕС будет формальное признание "независимой страны под названием Косово" и прекращение попыток Сербии противостоять признанию Приштины столицей государства – члена ООН". Так обозначил свою позицию сербский Святейший Синод.
Остаться Церковью – остаться человеком
Думаю, здесь многие смогут вспомнить, какие тяжкие испытания принес Русской Православной Церкви распад на отдельные государства ее исторической территории, включавшей большую часть бывшего СССР. Все очень похоже – если Сербская Православная Церковь отказывается признать чужбиной "колыбель сербского православия" (так в СПЦ называют Косово), то по аналогичным причинам нам сложно признать "дальним зарубежьем" Киев – колыбель православия русского. Здесь речь не идет о реваншизме или национальном эгоизме – РПЦ еще в девяностые с готовностью передала канонической украинской православной церкви (УПЦ МП) всю собственность, полномочия и самостоятельность, сохранив лишь "каноническое единство". Речь идет об историческом сознании: Киев – "мать городов русских", Косово – колыбель сербского православия. Когда тебе говорят, что твоя мать – на самом деле не твоя, ты имеешь право не согласиться. И даже не право, а обязанность. Только так человек может остаться человеком, а Церковь – Церковью.
Случайны ли все эти совпадения в современной судьбе двух Церквей? Нет, такие вещи не могут быть случайностью, они проникнуты символическим смыслом и обозначают главные искушения века сего – а заодно и пути их преодоления.
Искушения века сего
Очень характерно сходство "церковных самозванцев" в Черногории, Украине и даже в Хорватии, где и после этнических антисербских чисток 1995 года до 5 процентов населения составляют православные. Все они делают ставку на местечковый национализм (скажем, черногорский или украинский), причудливо соединяя его с жаждой "евроинтеграции". Причем под евроинтеграцией разумеется не европейская культура с ее христианской традицией, а вожделенный "клуб богатых" под названием Евросоюз, на самом деле давно уже потерявший свой знак качества – взгляните хоть на Грецию. Вот и появляются "европейская православная церковь" Хорватии или послушно одобряющая курс Джукановича на вступление в НАТО Черногорская православная церковь, возглавляемая исторгнутым из сана бывшим сербским священником Мирашем Дедеичем.
Подлинный европейский дух, состоящий в терпеливом отношении к чужому мнению (а это отношение основано на христианском смирении), ненасилии, уважении к семье, книжному знанию, истории – этот дух "церковным самозванцам" и их светским покровителям чужд. Достаточно посмотреть на нового "прихожанина" УПЦ КП Михаила Саакашвили – вряд ли вы найдете хоть одно из сотен его многочисленных видео в YouTub, где Саакашвили слушал бы оппонента более 2-3 секунд. Кстати, со своей "родной" Грузинской Православной Церковью Саакашвили в бытность свою грузинским президентом рассорился: "попы" мешали гей-парадам и протестовали против непризнания за их церковью статуса "государствообразующей" конфессии Грузии.
Увы, мы живем в такой период, когда "церковные самозванцы" получают мощную поддержку из прежней христианской "метрополии" – из Западной Европы и США. Впрочем, и эта ситуация не уникальна. Гитлеровская Германия активно поддерживала создание независимой от Белграда так называемой "Хорватской православной церкви" в 1941-1945 гг., равно как и независимые от Московской Патриархии "церкви" в Белоруссии, на Украине и даже в Прибалтике, где много было православных. Цели рейха при этом, естественно, не включали в себя "торжество православия", равно как и христианства в целом. Просто, поддерживая раскольнические церкви, Гитлер надеялся ослабить главных противников на европейском театре военных действий – Россию, Сербию, Грецию. Так и теперь, глядя на множество раскольников с европейскими дипломами или отправляющихся на очередной scholarship в США или Германию, не стоит им завидовать. Дело их не устоит – и это вне зависимости от того, отошли ли они от церкви формально или составляют так называемое "либеральное крыло" ее последователей.
Дмитрий Бабич
Религия и СМИ
11 января 2016 г.