Наша Церковь почитает и являет существование святости. Святой – это исторический факт, дар и плод Святого Духа. Это – тот, кто, охваченный благодатью Пресвятого Бога, добровольно поднимает свой крест.
В нашей Церкви святой не считается безгрешным или нравственно совершенным. Это тот, кто приобрел связь с Богом, возлюбил Бога, прилепился к Нему и для кого Бог стал центром жизни.
Церковь существует не для того, чтобы утешать человека в его повседневных проблемах. Церковь также не является местом подтверждения наших добродетелей. Она существует не для того, чтобы удовлетворять наше желание показать себя миру или получить общественное признание. Ее предназначение – быть местом жизни, местом свободы, местом любви, местом связи с Богом и через Бога – с каждым человеком.
Святость – это вызов и призыв к каждому из нас. Мы явились в эту жизнь не для того, чтобы только создать семью и затем умереть, мало о чем зная.Тайна жизни, которую нам даровал Бог, есть возможность стать святым, призвание к святости, то есть призвание соединиться с Богом. Это – призыв к нам задуматься, для чего мы живем. Это – призыв нам понять, что жизнь – величайший дар любви Божией. Следовательно, основная задача заключается в том, чтобы мы откликнулись на сам факт биологического существования и нашли на самом деле подлинную жизнь, которой является Сам Бог.
Таким образом, нам следует перестроить самих себя, перестроить нашу жизнь целиком и полностью, не только внутри Церкви, но и вне ее – в семье, на работе, в повседневной жизни: как мы ее организуем, с какой целью, с какой перспективой, какова ее природа, ее смысл, ее центр. Вот то основное, что нам следует прояснить для самих же себя.
Ибо, если мы посещаем Церковь механически, чтобы формально выполнить какие-то правила, может быть, дабы умилостивить Бога, чтобы Он лучше помогал нам в повседневных планах, то обманываем себя. Не это предназначение Церкви.
В Церкви я могу обрести радость – радость, которую не сможет никто похитить. Церковь существует, чтобы преодолеть и победить смерть, чтобы мы пришли в место вечности, которое уже сейчас мы можем наблюдать как бы «в тусклом зеркале» (1 Кор. 13: 12). Так в ней мы находим утешение, что смерть была побеждена. В такой перспективе всё происходящее в земной плоскости отходит на второй план. Случаются с нами и скорби – они помогают нам на пути к вечности. Потому что за любой скорбью кроется страх смерти, страх эфемерного и временного бытия, который всякий раз способствует покаянию.
Посему нам нужно установить такой род отношений с Богом, чтобы стать причастниками Воскресения Христова. Нам следует понять, что смерть не царствует, а потому нас не должны печалить никакая скорбь и никакое несчастье, кроме одного: разлуки со Христом.
Как же нам установить отношения с Богом? Как же нам не быть отделенными от Него? Прежде всего, следует свою жизнь принять всерьез. Наша жизнь должна быть сосредоточена не на эфемерном, у которого нет ни цели, ни смысла. Надо искать истину, разыскивать Христа, полюбить Его.
Любовь ко Христу – это также и поиск Его. Любовь ко Христу – это жажда Христа, даже когда мы Его не знаем, ожидание Его, когда Его нет в нашей жизни, желание, чтобы Он стал Главным в нашей жизни. Вот что такое любовь ко Христу.
Давайте не будем обманываться: деятельной любви ко Христу, сердечного стремления к Нему в нас очень мало. Однако ожидание истины и надежда на Христа являются признаком любви к Нему. Посему давайте организуем нашу жизнь так, чтобы она была направлена на ожидание Христа.
Также желательно понимать, что надежда на Христа – это привилегия всех людей. Не только праведных, но и грешных. Тем более что степень греховности не измеряется внешними критериями, которые являются просто симптомами, но измеряется силой нашего стремления к истине, ко Христу. Когда нет рвения ко Христу, тогда приходят и, безусловно, воцаряются симптомы – грехи.
Когда есть стремление ко Христу, тогда человек начинает организовывать свою жизнь так, чтобы не обмануть надежду на связь с Ним. Поэтому степень нашей греховности также определяется и тем, насколько мы не надеемся и не рассчитываем на истину и на Христа.
Вторым критерием является расположение сердца. Правом стремиться ко Христу обладает даже самый последний грешник. Пока человек не ушел из жизни, сердце всегда надеется. А третьим и наиболее важным критерием является избегание отчаяния. Состояние отчаяния – не для нас. Для нас же – пылающее сердце, желающее Христа.
Кто-то может сказать: «Но у меня же семья, я состою в браке». И через брак нужно найти возможность почувствовать, встретиться и отыскать Христа, то есть жить во имя Христово, а не для своего «достоинства» или своей «праведности». Нужно быть великодушным, снисходительным, мягким, дабы слышать своего возлюбленного и своих детей, не жить, расточая время, но взвешивать каждое свое действие и слово, чтобы не ранить другого человека. Все это – во имя Христа.
Для этого не требуется много времени или продолжительных молитв, но нужно только расположение души. У души могут появиться дополнительные силы в зависимости от того, надеемся ли мы на Него или на себя.
Стремление ко Христу не должно подменяться бессмысленной повседневной суетой, которая в конечном итоге превращается в страсть. Конечно, мы постоянно заняты семейными делами и ежедневными заботами. Мы и будем, безусловно, всем этим заниматься, но – таким образом, чтобы нам соприсутствовал Христос. Повседневные заботы не должны соперничать со Христом, но – давать возможность приближаться ко Христу, в зависимости от нашего сердца. Очень глупо говорить: «У меня масса житейских забот, нет времени даже подумать о Христе».
Никакой сферы нашей жизни мы не можем отделить от Христа, даже самой вещественной, материальной. Господь освятил всё, и поэтому Его присутствие подобает искать во всем. Нам не стоит отчаиваться, но – надеяться на Него, служить единству, примирению и любви, сперва в семье, среди домашних, а затем, когда приобретем опыт, – и среди других людей.
Это – борьба всей жизни, поскольку она подразумевает молитву, смирение и уступчивость. Уступчивость, в которой нет молитвы и смирения Христова, приводит к чувству несправедливости, к душевным травмам, что, в свою очередь, приводит человека к массе психических проблем.
Так что обязательно нужно молиться. Ведь первейшим признаком нашей обмирщенности является то, что мы, церковные люди, только проповедуем и занимаемся социальной деятельностью, не упражняясь в молитве; рассуждаем о смысле жизни по-философски, идейно-политически, словно мирские люди.
Без молитвы всё вообще – напрасный труд. Так же как и молитва без дел любви – потерянное время. Нам не хватает не пространства, а времени для тишины, времени для краткой, но настоящей и ревностной молитвы, чтобы оживотворить всё то, о чем было сказано выше, а наипаче – наше сердце по отношению ко Христу и к нашему ближнему.
Иеромонах Варнава (Ягу)
Перевел с греческого иеромонах Ириней (Пиковский)
Βαρνάβα (Γιάγκου), π. Πόθος Χριστού // Βαρνάβα (Γιάγκου), π. Αμαρτωλών Εκκλησία. Αθήνα: Αρχονταρίκι, 2015.