like
like
Новости Новости собора
О ЧЕМ ГОВОРЯТ И О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ ПРОПОВЕДНИКИ «НОВОГО СТИЛЯ»
24 Декабря 2015 г.

Российский табель-календарь на 1911 год

Российский табель-календарь на 1911 год


За 30 с лишним лет, что я сталкиваюсь с теми или иными сторонами календарного вопроса, мне еще не приходилось слышать не только убедительных доводов, но и даже сколько-нибудь разумных соображений в пользу введения нового стиля с последовавшим раздором в церковной жизни. Давайте ответим на аргументы, которые обычно приводятся в защиту календарной реформы.

Несостоятельность аргументов реформаторов

Протоиерей Александр Лебедев. Фото: епископ Тихон (Шевкунов) / Православие.Ru

Протоиерей Александр Лебедев. Фото: епископ Тихон (Шевкунов) / Православие.Ru


1) Точность. Якобы календарь старого стиля не соответствует астрономическим данным, а новый стиль исправляет ошибку.

Ни один календарь не может соответствовать астрономическим данным с абсолютной точностью. Отцы Церкви, установившие церковный календарь, прекрасно знали о неточности привязки весеннего равноденствия к определенной календарной дате и, тем не менее, пошли на это. Нелишне также будет заметить, что и само понятие «точности календаря» нуждается в уточнении. Календарный год воспроизводит по меньшей мере два различных интервала времени – тропический и звездный год; разница между ними составляет около 20 минут. Григорианский календарь (новый стиль) хорошо приближает истинную продолжительность тропического года, а старый стиль делит разницу между тем и другим примерно пополам. К сожалению, эти сведения из школьного учебника астрономии лежат далеко за пределами кругозора современных «новостильников».

Церковный новый стиль (так называемый «исправленный юлианский календарь», или новоюлианский календарь) порочен в принципе: при новом календаре неподвижных праздников и неизменной православной Пасхалии о такой мелочи, как церковный устав, приходится забыть. Уже сейчас Петровский пост сокращается на две недели, а в иные годы и вовсе «отменяется». Со временем же Пасха, а с нею и все подвижные праздники совпадут с Петровым днем, с Преображением, с Успением, а там и с Рождеством (это будет нескоро, через 35 тысяч лет – если мир простоит до тех пор, – но существо дела от этого никак не меняется).

Между прочим, астрономы не пользуются григорианским календарем из-за «пропавших» в 1583 году 10 дней. Программисты для календарных расчетов вычисляют юлианские даты. Среди астрономов, не согласных с календарной реформой папы Григория, был Николай Коперник. И еще 100 лет назад Российская академия наук сообщила, что не находит научных доводов в пользу перехода на новый стиль.

2) Время празднования Пасхи. Если следовать старому стилю, то через некоторое время Пасха будет праздноваться осенью.

Во-первых, новый стиль в Православной Церкви не изменил времени празднования Пасхи (что и было главнейшим условием его принятия в некоторых Церквах). Во-вторых, православные Южного полушария Земли уже сегодня празднуют Пасху осенью. Со временем, может статься, нам покажется вполне справедливым, что наши братья в Африке, Латинской Америке и Австралии тоже будут встречать Светлый Праздник весною.

То же самое, кстати, относится и к разновременности церковных событий из-за различия временных зон на земном шаре: хотя мир устроен так, что строгая одновременность по всей Земле невозможна, единство сохраняется за счет следования общему уставу и совершения общих праздников в течение установленных суток.

3) Дисциплина. Верующие должны подчиняться решениям церковной иерархии.

Разумная мысль. Она относится к тем, чья церковная иерархия перешла на новый стиль. Но к самой календарной реформе 1924 года она не имеет ни малейшего касательства.

Что при этом удивительно: в некоторых юрисдикциях отдельным приходам дано право выбирать себе календарь! Печальный пример отказа епископов от своих прямых обязанностей. На прихожан без богословского образования, без знаний и опыта в канонических и литургических вопросах возлагается ответственность за изменение церковного календаря, составляющего неотъемлемую часть Священного Предания вот уже более полутора тысяч лет!

В американском ВМФ недавно произошел характерный случай. После долгого похода капитан предложил команде корабля выбрать порт для недельного отдыха. И что же? За этот поступок его отстранили от командования и лишили звания: капитан не имеет права перекладывать на подчиненных принадлежащую ему ответственность. Не то же ли самое происходит, когда прихожане пересматривают решения Вселенских и Поместных Соборов? Иначе, как карикатурой на демократию, это не назовешь.

4) Гражданский календарь. Якобы мы должны привести церковный календарь в соответствие с гражданским, если всё общество живет по гражданскому календарю.

Разумеется, гражданские власти устанавливают всеобщие стандарты мер, в том числе и времени (для чего и служат атомные часы в Управлении стандартов). Но им ли надлежит устанавливать церковные праздники? Как же быть с отделением Церкви от государства?

С какими только гражданскими властями не сосуществовала Церковь на протяжение веков, какие только календари не были приняты в обществе – а церковный календарь сохранялся в неизменном виде. Ведь церковный календарь в принципе отличается от любого гражданского: он изнутри регулирует таинственную богослужебную жизнь Церкви.

Гражданский календарь, как и многие другие стороны нашей социальной жизни, находится в полном распоряжении гражданских властей: они могут менять его как и когда угодно. Одно время всерьез рассматривался всемирный календарь из тринадцати месяцев по 28 дней плюс один или два «дополнительных» дня в конце года. У такого календаря есть ряд преимуществ; но что же, мы должны вслед менять и церковный календарь? Заметьте, что евреи, мусульмане, китайцы и многие другие, где бы они ни жили, никак не приспосабливают свой религиозный календарь к гражданскому. Так почему же это требуется от православных?

Патриарх Мелетий и подлинная цель календарной реформы

Итак, мы не видим серьезных доводов в пользу календарной реформы в Церкви. Никто не дал нам ответ, зачем понадобилось отказываться от церковного Предания и нарушать литургическое единство Церкви. Никто не объяснил нам, как можно было пренебречь анафемой трех Всеправославных Соборов XVI века против еретического папского календаря. Никто не обосновал применение «исправленного юлианского календаря», в котором уничтожается Петров пост и Пасха съезжается с Рождеством, вместо прекрасного своей стройностью церковного календаря.

Однако самое интересное не в этом. Самое интересное в том, что за всей демагогией об «астрономической точности», о «послушании епископам», о «календарном идолопоклонстве» или о том, что «на небе вообще нет календаря», тщательно скрывается подлинная причина календарной реформы 1924 года. А причина эта, между тем, хорошо известна, и она не имеет ничего общего ни с одним из обсуждавшихся выше предметов.

Константинопольский патриарх Мелетий Метаксакис, которому принадлежит сомнительная честь разработки и проведения в жизнь календарной реформы в Церкви, никогда не скрывал своей цели: объединить Православие с западными вероисповеданиями. Новый стиль был введен именно ради содействия этой цели – такова печальная реальность.

Что же это был за человек – патриарх Мелетий, взошедший на Вселенский престол, опираясь не на властолюбивого императора, коварного заговорщика или жадного визиря (как это, к сожалению, часто бывало в истории), а на штыки Британского экспедиционного корпуса в Стамбуле? Мелетий, бывший архиепископ Афинский и будущий (по изгнании из Константинополя) патриарх Александрийский – не так уж, видимо, крепка была древняя независимость Восточных Церквей, – был активнейшим модернистом. В 1923 году он признал обновленческую церковь в России и потребовал низложения Патриарха Тихона. Мелетий готовил созыв Собора, на котором помимо нового календаря должны были быть приняты другие меры аналогичного характера: ослабление постов, сокращение служб, второбрачие духовенства и прочее. Он настаивал на гражданской одежде для духовенства, предпочитал сам носить костюм, галстук и шляпу и утверждал, что Священное Предание Православной Церкви «устарело, изжило себя и стоит… поперек объединению христиан». Вот кто дал Православной Церкви новый стиль!

У Мелетия Метаксакиса, конечно, могли быть и другие задачи. Новое республиканское правительство Турции представляло угрозу самому существованию Константинопольского Патриархата, лишившегося могучего защитника в лице императорской России. Приходилось искать поддержки и помощи на Западе. Не заплатил ли за это Метаксакис принятием западного календаря? Вполне вероятно.

Так или иначе, он не достиг своей цели: новый стиль не вытеснил собою церковного календаря и не привел к объединению с инославными. Но один результат был определенно достигнут, а именно глубокий и длительный раздор в Православной Церкви. Сам Мелетий, умирая мучительной смертью, горько сожалел о том, что он «расколол Церковь» новым стилем.

Горькие всходы раздора

Некоторые обвиняют меня в «излишней эмоциональности», с какой я защищаю церковный календарь и призываю к его восстановлению. Но обстановка, в которой оказались православные в результате календарной реформы, совершенно немыслимая. Прохожий спросит вас где-нибудь в Лос-Анджелесе: «Скажите, сегодня праздник?» – и что вы ему ответите? «Понимаете ли, какая сложность: у одних православных еще продолжается Успенский пост, а другие в некотором роде уже отпраздновали Успение…»?

В равной мере немыслимо, чтобы епископ, объезжая приходы епархии, приспосабливался к тому или иному календарю, принятому в том или ином месте. А кое-кому из епископов приходится совершать церковные праздники и торжества два раза: по новому стилю и по старому. Не слишком-то вдохновляющий пример уважения к церковному уставу, а попросту сказать – безумие.

Что дальше?

Споры о календаре причиняют нам много вреда и боли. Уже сам этот факт ясно говорит о том, что календарную реформу проводить было нельзя – по крайней мере, в том виде, как она была проведена. Я люблю и ценю Священное Предание Церкви и церковный календарь как неотъемлемую и важнейшую его часть; но я по-другому бы отнесся к новому стилю, если бы он был установлен соборным порядком, всеми Поместными Церквами и православными епископами. Этого, однако, не произошло.

В календарном вопросе есть три альтернативы:

  1. возвратиться к церковному календарю старого стиля;
  2. принять реформу папы Григория, с ликвидацией Петрова поста, со сдвигом Пасхи, с обновленчеством патриарха Мелетия и с пренебрежением решениями трех Православных Соборов;
  3. остаться, как сегодня, двумя группами православных христиан, которые не могут вместе совершать церковные праздники.

Мне совершенно ясно, какая из этих альтернатив приемлема с церковной точки зрения, а какие нет. Надеюсь, что ясно и вам.

Протоиерей Александр Лебедев
Журнал «Русский пастырь»
Перевел с английского иеромонах Макарий (Маркиш)

***

Вместо послесловия: Ответ иеромонаха Макария (Маркиша)
одному из тех, кто ратует за календарную реформу

Иеромонах Макарий (Маркиш)

Иеромонах Макарий (Маркиш)


Уважаемый г-н NN,
мы получили Ваше письмо касательно календаря вообще и Рождественских праздников в частности.

> Новый год – это уже следствие Рождества Христова. Ведь не было бы Рождества Христова, не было бы и Нового года.

Заблуждение. Новый год имеет астрономический и общественный смысл, Рождество – религиозный и вечный. Новый год отмечался людьми во все времена и во всех странах и отмечается сегодня в нехристианских обществах; Рождество же стало реальностью всего лишь 2 тысячи лет назад, после Воплощения Бога.

> Отмечать Рождество Христово по старому стилю можно только тогда, когда и вся страна живет по такому же стилю.

Глубокое заблуждение. Хранить христианский образ жизни и мысли мы обязаны независимо от внешних обстоятельств, тем более в условиях свободной страны, какой в последние годы стала Россия. Тем, кто называет себя христианами, неплохо бы задуматься о соблюдении постов и других принятых Церковью обычаев, а не подыскивать себе оправдания, что, дескать, «все так делают».

> Православная церковь … привлечет к себе еще больше людей.

Цель и мера церковности – не в количестве, а в качестве. Ночные клубы и публичные дома привлекают к себе еще больше людей. Ну и что?

> Давайте изменим нашу жизнь к лучшему, будем жить все вместе по единому календарю.

Давайте. См. на эту тему прилагаемую статью протоиерея Александра Лебедева из журнала «Русский пастырь».

> Очень надеюсь на Ваше понимание.

Взаимно.

> Встретим Рождество Христово в этом году правильно!

Ни вам, ни кому бы то ни было ничто не мешает этого сделать.

С уважением,
иеромонах Макарий (Маркиш)

24 декабря 2015 г.

Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.