Фото: Елена Шумилова / 500px
Не раздражайся по пустякам!
Сколько лет ты находишься в Церкви? И что ты делаешь столько лет? Преуспеваешь ли? Видишь ли изменения? Созреваешь? Или, может, продолжаешь тревожиться, раздражаться, ссориться со всеми окружающими и остаешься человеком внешним, за которым прячутся беспорядок и ложь? Столько лет со Христом, а достиг ли ты подлинной нравственности и простоты манер? Стал ли ты настоящим человеком?
Здесь мною обозначены характерные черты, которые должны послужить нам признаком того, что наша жизнь соответствует духовной жизни в Церкви. Вслушайся в «глубину сердца», где всё утихает. Насколько часто ты туда стремишься, настолько трудно мирской печали ее взволновать. Слышишь – но не тревожишься. Тебе больно, но ты не сходишь с ума. Ты спокойный и выносливый. Тебя не просто сломить! Никто и ничто не может тебя потревожить! На оскорбления не обижаешься, не впадаешь в печаль. За тобой выбор!
Сохранишь ли ты свою душу вместе с благодатью Христа? Это все пища для размышления. Христос тебе помогает увидеть всё иначе. Ум Христов направляет тебя, наполняет твою обыденную жизнь духовным светом, учит любить и быть любимым, быть близким по духу, человечным, святым.
«Μη χαλιέσαι από τίποτα!»
Живи
Жизнь без смысла и цели. Так каждый день ты оцениваешь свои прожитые дни. Часами мучаешься, устаешь, скучаешь, состариваешься раньше времени. Довольно себе это внушать. Есть решение, есть выход! Наполни красотой свою жизнь, свое общение, свой дом, свою работу. Изменяйся.
Ищи то, что тебя не удовлетворяет, и улучшай это. Не отступая, не сдаваясь и не ворча. Ты обычно живешь не своей жизнью, но – жизнью, которую навязывают тебе другие: родители, общество, политики, педагоги, священники. Бессознательно соглашаешься с полученным воспитанием, сам ни капли не потрудившись, живя без усилий, без жертвы. И твое сердце посещает глубокая скорбь. А всё потому, что ты забыл, что самопожертвование – это одно, и совсем иное – самоубийство.
Решение же таково: живи глубинными стремлениями твоей души и твоего сердца. Ты к этому призван, и тебе дан талант это воплотить.
Христос пришел на землю для того, чтобы оживить, воскресить сердца и наши ожидания, но не для того, чтобы нас умертвить. А умертвить он пришел нашу ложь, но не радость нашей жизни. С голосом Христа, звучащим внутри тебя, твоя жизнь украшается, успокаивается, и становится жить радостнее.
Если мучаешься, найди, к чему ты стремишься, и воплощай это в жизнь! Все это: самопознание, искренность, смелость, перемены, покаяние – не бывает без боли. Но ты уже не вернешься в жалкое прошлое, а, напротив, начнешь жить в прекрасном будущем.
Часто мы живем не нашей жизнью. Поэтому томимся, изнуряем себя.
Одна девушка стала парикмахером и была счастлива. Это было то, о чем она мечтала. А другая учится на врача, но мучается, поскольку у нее отсутствует стремление. Она неправильно подошла к выбранному пути.
А ты не бойся радоваться. Достаточно всё делать с благодарностью Богу. Не бойся благоденствовать. Поэтому ты живешь, поэтому творишь – чтобы радоваться! Привнеси славу и красоту Божию в твой дом, в общение, в работу: всё делай бодро, живи по-настоящему. Ищи пути исправления и перемен. Во всяком случае, не проводи время попусту, но живи восторженно, радостно, с благодарением, прославляя Бога!
Вот мы приняли в себя – причастились – «живой» Крови Христа, так пусть оживляются и наша собственная кровь, и сердце, и вся наша жизнь! Того желаю и тебе, и себе, и всему миру. Ибо Христос воскресе, сделав нас достойными лучшей жизни, которую мы должны прожить радостно и воодушевленно.
Ζησε!
Сила в молитве!
– Молишься?
– Да, молюсь.
– А точнее? Ты молишься Богу или же о своих нуждах?
Но не торопись говорить, что молишься «Богу». Потому что эта молитва не как обыденные наши дела. «Молюсь, – говоришь, – прикасаюсь Бога» – Того, Кто есть мир и любовь. Взгляни на доказательства настоящей молитвы: ты меняешься к лучшему, ты счастлив, у тебя сияющее лицо, ты располагаешь к себе, у тебя блаженное состояние.
И все же ты говоришь, что молишься, но подумай, почему твой ребенок не видит изменений в твоей душе, несмотря на то, что ты говоришь о себе как о духовном человеке и ходишь в церковь. Вспомним, какова сила молитвы была у Господа. Когда Христос молился о нас на Иордане – Небеса отверзлись, на Фаворе – просиял Божественный свет, на Елеонской горе – римские воины падали наземь. Вот какая молитва.
Такая молитва подобает и нам. Она нас вырывает из шума повседневной суеты и окружает нас тишиной и спокойствием. Когда ты по-настоящему пребываешь в молитве, то забываешь всё: день, час, место, время, еду, нужды. Ты живешь в другом месте. Как святой Нектарий, который «растворялся» в безмятежии молитвы, подобной тиши морской глади.
Молитва – это путешествие в неизведанное место, путешествие через моря и океаны.
Я молюсь, чтобы стать, как Он, но не для того, чтобы возложить на Бога свое собственное бремя страданий и тревог. Молюсь, чтобы Ты изменил меня, Христе мой, но не для того, чтобы я «изменял» Тебя под себя.
Необходимое условие молитвы: просто поместить ум в сердце. Успокоить его и пребывать в сердечной тишине. Она – дверь туда, где нет проблем.
Но есть причина, по которой я не переношу тишину молитвы. Мой ум занят не прекращающимся потоком мыслей, моя жизнь – суета, и она захватывается благами этого мира.
Некоторые, когда молятся, забывают свои проблемы! Растворяются в благодати божественного прикосновения. Тревога уходит. Душа наполняется надеждой, любовью и уверенностью.
А когда охладеваешь в молитве, обделяешь самого себя, лишаешься чего-то значительного и фундаментального. Оставляешь себя заброшенным и беспомощным.
Ежедневно молись понемногу. А если не можешь разговаривать с Богом, разговаривай, допустим, с женой, или с мужем, или с детьми. Начинай с малого, старайся умягчить, сделать более чувствительной свою душу к твоим «зримым» ближним, к твоему брату во Христе. Благодаря этому малому в твоей жизни Господь приведет тебя к молитвенному расположению. Это словно начало. И тогда ты становишься «упоенным» молитвой, ты начнешь ее творить и тебя не сможет отвлечь никакая жизненная суета.
Я рассуждаю о молитве легко, но мне трудно ее творить. Слова всегда отважнее дела. Простите.