like
like
Новости Новости собора
Батя говорил: «В день ангела нужно отдавать»
29 Ноября 2015 г.

Накануне дня памяти апостола и евангелиста Матфея мы беседуем с благочинным Высоко-Петровского мужского монастыря Москвы иеромонахом Матфеем (Мунтяну). Отец Матфей в свое время был келейником знаменитого лаврского Бати – регента, профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля), почившего в 2009 году. О духовном родстве и совместных именинах двух Матфеев, о белом парамане и «перелинке», подаренных Батей своему келейнику, о духовных уроках отца Матфея – наш разговор.

Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото: С.Власов
Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото: С.Власов


    

Радость дарения

– Отец Матфей, дата 29 ноября для вас особая, причем вдвойне. Как вы обычно отмечаете двойной праздник – день ангела и хиротонии? На ваш взгляд, как в принципе христианин должен проводить день именин?

– В праздник апостола Матфея, в день нашего с архимандритом Матфеем ангела, шесть лет назад меня рукоположили в иеромонахи. Мне было 26 лет. К сожалению, двумя месяцами ранее – в сентябре 2009 года – батюшка отошел ко Господу и не увидел моего пострига и хиротонии.

Как это всегда делал мой учитель отец Матфей (я пел в его хоре), именины я отмечаю литургически – воздавая молитвенно хвалу Господу. А накануне готовлю подарки.

– Готовите подарки?

– Вы не ослышались. Батя всегда говорил: «В день своего ангела нужно не столько получать, сколько – отдавать». Поэтому в свой праздник я вручаю гостям книги, молитвословы, иконочки своего ангела и прочее.

Помнится, именины отца Матфея мы всегда отмечали ранней Литургией, которую он совершал сам в боковом приделе лаврского Трапезного храма. Потом все шли в спевочную, которая располагалась в колокольне, устраивался небольшой фуршет. Многочисленные студенты, певчие, коллеги и друзья (всего человек 200) поздравляли именинника, преподносили ему, прежде всего, Богородичную просфору, цветы и подарки. Если в этот день в Лавре был владыка Феогност, он тоже присоединялся к поздравлениям. Потом все подходили под благословение к виновнику торжества, и в этот момент отец Матфей каждому дарил что-то от себя.

Архимандрит Матфей (Мормыль) на вручении церковного ордена
Архимандрит Матфей (Мормыль) на вручении церковного ордена


    

Поэтому для меня именины – этакое взаимообогащение, в первую очередь духовное, поскольку главное, с чего должен начинаться день ангела христианина, – это Литургия, соборное благодарение Бога, совместная радость во Христе.

– Неудивительно, ведь архимандрит Матфей говорил, что Литургия – это малая Пасха, которую необходимо всегда служить как в последний раз, на последнем дыхании. Богослужение было его стихией.

– Верно. Еще он говорил так: «Проклят всякий, кто делает дело Божие с небрежением». Он до последнего не оставлял любимого дела. Даже когда уже сидел в коляске, то, преодолевая физическую немощь, приезжал в храм, чтобы провести службу или очередную спевку.

– А как сейчас в обители преподобного Сергия отмечают памятные даты, посвященные легендарному «голосу» Лавры?

– В день его кончины (с 14 на 15 сентября) все съезжаются в Сергиев Посад, служат Божественную Литургию, панихиду – в общем, молятся, поминают.

– Как вам кажется, было ли что-то общее у отца Матфея с его небесным покровителем – апостолом и евангелистом Матфеем?

– Вы знаете, было очень трогательно, когда уже больного Батю выводили на полиелей под руки и в этот момент пели величание апостолу, где есть такие слова: «И чтим болезни и труды твоя». Ощущение, что пели про отца Матфея.

«Перелинка» для тезки

Архимандрит Матфей (Мормыль) с келейниками
Архимандрит Матфей (Мормыль) с келейниками


– Вы были келейником архимандрита в течение трех с половиной лет.

– Вместе со мной келейничал мой одноклассник. К слову, сейчас он священник, а я крестный его детей. Средний сын у них с супругой родился 14 сентября, и назвали его Матфеем. Вот такая связь поколений, и мы верим, что это батюшка «сделал» подарок своему келейнику.

А начиналось все так: на втором курсе моего обучения в семинарии меня благословили помогать отцу Матфею. Я был из так называемых «местночтимых», как говорил Батя, – это те студенты, которые живут в Сергиевом Посаде или в его окрестностях. Официально мы могли уходить на все каникулы, но при этом должны были присутствовать на всех лаврских службах, которые нам ставил в расписание регент. Другими словами, мы не несли послушаний в академии, только в Лавре. В этом время батюшка уже серьезно болел, надо было постоянно колоть ему инсулин, периодически ездить в больницу. С каждым годом его состояние ухудшалось.

– Каким образом строился ваш день в «должности» келейника, в чем была ваша основная задача?

– В восемь утра батюшке приносили завтрак, а до этого нужно было его причесать, поставить ему уколы, дать таблетки. У архимандрита Матфея была феноменальная память, поэтому монашеское правило он совершал наизусть. Если в этот день у него были запланированы занятия со студентами, то я помогал ему одеться, собраться, подготовить лекции. Вот так и строился мой день. После окончания семинарии я допел летнюю практику и по распределению уехал в Тулу. Больше мы с батюшкой не виделись.

– Чем стало для вас общение с этим уникальным человеком? Каким он вам запомнился, чему учил, как наставлял в монашеской жизни?

– Как говорится, большое видится на расстоянии, и по-настоящему оценить масштаб личности порой можно только по прошествии какого-то времени. Несомненно одно: отец Матфей – олицетворение монашеского послушания, монашеской учености.

Это человек, который не боялся говорить правду, и он мог сказать ее любому, невзирая на сан и положение. Не терпел фальши (ни в чем), не любил ничего лишнего и наносного, уважал простоту, бегал карьеры. Он не был духовником в общепринятом смысле, придерживался принципа: спросят – ответь, не спрашивают – молчи.

Раньше я этого не осознавал, а теперь, читая труды святителей Иоанна Златоуста или Игнатия (Брянчанинова), иногда ловлю себя на мысли, что узнаю в них отца Матфея. В период нашего с ним общения я еще не был монахом, но в качестве задела на будущее вынес для себя многое.

Архимандрит Матфей (Мормыль) и митрополит Саратовский Лонгин
Архимандрит Матфей (Мормыль) и митрополит Саратовский Лонгин


    

Запомнилось, как Батя рассказывал, что во время пострига, и особенно в первую из трех ночей, которые новопостриженный проводит в храме, нужно быть очень внимательным, так как в это время можно увидеть своего нового ангела-хранителя. Возможно, он говорил об этом, опираясь на собственный опыт, а может, иносказательно – утверждать не берусь. Но тот факт, что в постриге мне нарекли такое же имя, как и у него, – безусловно, не случайность. В жизни христианина, а тем более монаха, нет ничего случайного, всё происходит согласно Промыслу Божию. В нашу последнюю встречу отец Матфей подарил мне параман. Параман интересный: не привычного черного, а белого цвета.

Но самая главная память у меня о батюшке – это его «перелинка», как он называл свою маленькую короткую мантию. Он страдал гландами, легко простывал (все-таки человек южный), а «перелинка» шерстяная, она его грела. Отец Матфей был в ней на всех службах. Когда я хожу в ней по монастырю, меня нередко принимают за католика или старовера.(Улыбается.) Вот такое благословение – «святынька» от Матфея «старшего» Матфею «младшему».

Батя очень хотел, чтобы я стал послушником в Лавре, но я не представлял, как буду вставать на братское правило в пять утра. Это сейчас выработалась привычка, а тогда… (Смеется.) К тому же я видел себя в более спокойном, уединенном месте.

– Выходит, Высоко-Петровский монастырь в центре столичного мегаполиса – тот самый случай, когда человек предполагает, а Бог располагает? Ведь теперь вы живете на куда более оживленной территории, чем Лавра. Хотя в самой обители святителя Петра Московского на Петровке удивительным образом сочетается несочетаемое: это тихая пристань в бушующих стихиях городской жизни.

Монашество – внутреннее состояние. Но к пониманию этого надо прийти

– Монашество не зависит от количества проживающих в обители насельников, зданий и прочего – это внутреннее состояние. Но к пониманию этого тоже надо прийти. Ну, и не будем забывать о том, что всё течет, всё меняется. С возрастом я полюбил рано вставать. Даже если тяжело порой подняться на полунощницу, потом всё равно ощущаешь благодать, появляется совершенно другой настрой.

Что касается Высоко-Петровского монастыря, действительно, есть незримое ощущение, что находишься за городом, а не в суетной Москве, и это отмечают многие. Братия в обители немногочисленная, и это помогает выстроить нормальные духовные отношения, так как мы уже хорошо знаем друг друга. Поэтому в какой-то мере мечта о тихом монастыре сбылась.(Улыбается.)

Иеромонах Матфей (Мунтяну)
Иеромонах Матфей (Мунтяну)


    

– Вы помните день, когда отца Матфея не стало?

– Я как раз был в Лавре по делам и намеревался заехать к нему в больницу. Но не успел. Мне позвонил его келейник отец Андрей и сказал: «Бати больше нет»… Проститься с батюшкой съехалось очень много народу, одних только архиереев было человек 10. И то, что похоронили его на территории Лавры, – говорит само за себя.

С иеромонахом Матфеем (Мунтяну)
беседовала Христина Полякова

Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Facebook.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.