Создать игровой фильм не просто о святом, но и о нашем современнике – задача наитруднейшая, хотя бы потому, что в основу сценария будет положено житие, а воплощать его на экране придется обычным актерам. Снимавшийся на протяжении пяти лет фильм Александра Пархоменко о жизни святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) является наиболее жестким кинематографическим православным высказыванием со времен «Острова» Павла Лунгина. Причина его бескомпромиссности – в нежелании обходить острые углы русской истории, четко противопоставив добро и зло.
Святость не есть что-то для Него невозможное, но достижимое духовное состояние, необратимо настигающее того, кто отдает свою жизнь Богу и людям без остатка. Само слово «добродетель» состоит из двух частей – «добро» и «делать», это не соглашательство и не страх перед жизнью, а активное, дерзновенное доброделание, превозмогание испытаний в нелегких условиях. Именно это мужественное исполнение своего долга в деградирующем мире несмотря ни на что и вопреки всему и увидели в житии святителя Луки создатели фильма «Излечить страх».
Картина захватывает зрителя сразу, не давая опомниться вплоть до финала, круговертью жестких, ошеломляющих образов: испытания героев (а ведь всё это реальные факты!) кажутся порой нестерпимыми, потому некоторые, не выдерживая, капитулируют перед ними. Заслуга авторов картины в том, что они не боятся показать трагизм жизненных ситуаций во всей его остроте, без применения мелодраматических клише. Фильм программно чужд сентиментальности, он скорее шокирует, чем вызывает слезы.
«Совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Излечить страх – значит всецело полюбить Бога и Его творение
Главный вопрос, который рефреном звучит на протяжении всего фильма в словах иподиакона Сережи, обращенных к святителю: «Владыка, а вам не было страшно?», становится для авторов основным, структурообразующим. По какой причине человек боится чего бы то ни было? По причине своего несовершенства, ибо «совершенная любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4: 18). Таким образом, излечить страх – значит всецело полюбить Бога и Его творение. Всякий раз, когда Христос исцелял людей руками святителя Луки, Он врачевал и страх, вкладывал в их сердца любовь, ибо руки святителя были воистину любящими.
Господь есть Врач душ и телес, и всякий, кто раскрывает и преумножает в себе Его дары, Ему уподобляется. Святителя Луку называли «святым Пантелеимоном наших дней» – и не случайно, ведь, как и врач-великомученик первых веков христианства, он был мужественным исповедником веры перед лицом безбожной и бесчеловечной власти, но даже она была вынуждена признать уникальность его дарований.
Жизнь сначала врача Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, а потом и архиепископа Луки показана в фильме неразрывно связанной с молитвенным опытом и литургической жизнью Церкви, и это чрезвычайно важно для того, чтобы даже невоцерковленный зритель, да и просто любой человек, который увидит эту картину, понимал, что раскрытие любых талантов, тем более исключительных по силе и масштабу, как в истории святителя, попросту невозможно вне кафолического единства во Христе.
Быть может, если бы у главного героя картины «Излечить страх» не было бы персонажей-антагонистов, история, рассказанная в ней, не получилась бы столь емкой и достоверной. Мы не будем вдаваться в сценарные особенности ленты, отделяя факты от ярких, но вымышленных элементов (сами авторы признали в одном из интервью, что образ бывшего священника, ставшего чекистом, – скорее собирательный образ, чем реальный человек), но заметим, что это смешение реального и выдуманного фильму никак не вредит.
Образ врача, одержимого идеей воскрешения путем переливания крови, – очень точный символ паранаучных концепций, всегда идущих рука об руку с экзальтированным фанатизмом, со взвинченной верой в человеческое всесилие. Такое отношение человека к самому себе и миру не имеет ничего общего с подлинной верой, с тем взвешенным, аккуратным подходом к своим обязанностям, который отличает трезвомыслящего христианина от безумного фанатика. Другой крайностью, которая, как и фанатизм, противоположна вере, становится неверие и скептицизм, рано или поздно оборачивающиеся циничным, осмысленным деланием зла, – ее воплощает в картине чекист Зверев.
Сцены психологической дуэли между чекистом и святителем принадлежат к числу лучших в картине
Сцены психологической дуэли между ним и святителем принадлежат к числу лучших в картине – в них в предельно обнаженном виде показано бессилие зла перед твердыней христианского исповедания: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10: 28). Мастерски выстроенной кульминацией картины в целом и этих сцен в частности становятся предсмертные слова Зверева о бесполезности сопротивляться, прерываемые его хрипом: зло умирает и корчится у ног святителя, бессильное сломить его, но всё еще продолжает верить в свою мнимую силу! Но добро несовместимо со злорадством, даже когда умирают твои личные враги, потому святитель Лука не раздумывая бросается на помощь умирающему.
Добро потому и неистощимо, и непобедимо, что оно не замыкается в себе, как зло, «не ищет своего, не радуется неправде, а сорадуется истине» (1 Кор. 13: 5–6); зло пытается забрать, отнять, похитить, добро – отдать, поделиться, подарить. Страх всегда связан с потерей, с нежеланием отдавать, с боязнью потерять, связан с ложным представлением, будто нам что-то в этом мире принадлежит.
Совершенная любовь потому и изгоняет страх, что не ищет своего и отдает себя даром, всецело. «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа победившая мир, вера наша» (1 Ин. 5: 4). Именно об этой любви Христовой, победившей мир, дерзновенной и не боящейся испытаний, которая действовала в великом святом, враче и священнике – святителе Луке Крымском, о любви, которая продолжает исцелять души и тела православных христиан всего мира и после его блаженной кончины, и рассказывает замечательная картина Александра Пархоменко «Излечить страх».