like
like
Новости Новости собора
ДРЕВНЕЙШИЙ ФРАГМЕНТ ЕВАНГЕЛИЯ НАЙДЕН В МАСКЕ ЕГИПЕТСКОЙ МУМИИ
4 апреля 2015 г.

В первые века по Р.Х. в Египте имела место традиция мумификации, при которой на голову мумифицируемого надевали маску. Фараоны были удостоены золотых масок, тогда как простым людям после смерти надевали маску, изготовленную из папируса или холста. Папирусные маски изготавливались из фрагментов папируса, прежде использованных для письма, которые покрывались слоем клея и раскрашивались. [1]

Изучением подобных масок на протяжении последних нескольких лет занималась группа ученых, среди которых — известный исследователь Нового Завета и кумранских рукописей профессор Крэг Эванс (Craig A. Evans). Специалисты растворяли слой клея и извлекали фрагменты папируса, отсединяя один от другого, что позволяло прочитать на них написанный текст. Маски  при этом, соответственно, утрачивались. [1]

За несколько лет работы были извлечены и изучены сотни фрагментов рукописей, датируемых I-III вв., содержащие надписи разного рода: классические древнегреческие тексты (включая истории Гомера и философские трактаты), деловые записи, личную переписку и другое. [1]

При обработке одной из таких масок был найден крошечный фрагмент папируса, идентифицированный как текст Евангелия от Марка. Тремя разными способами он был датирован примерно 90 г. по Р.Х.: методом радиоуглеродного анализа, палеографически (т.е. путем сличения типа письма на фрагменте с известными типами письма данной эпохи), а также исходя из датировки других документов, находившихся вместе с ним в маске.[1] Судя по сообщениям других специалистов, 90 г. — верхняя, надежная граница датировки, но в целом можно говорить о том, что евангельский папирус восходит к 80-м годам по Р.Х. [2] Первые сообщения о находке поступили от профессора Даллаской богословской семинарии Дэниэла Уолесса (Daniel B. Wallace) в феврале 2012 г., [3] а в июле прошлого года находку анонсировал вышеупомянутый К. Эванс. [2]

31.03.2015. mask

Предположительно та маска, в которой был найден древнейший фрагмент Евангелия (фотография представлена во время видеопрезентации К. Эванса в июле 2014 г.)

Первоначально предполагалось, что официальная публикация данного артефакта (а также других папирусов, извлеченных столь неординарным способом), будет осуществлена в 2013-2014 годах, но дата отодвинулась на нынешний год. По словам К. Эванса, исследователи надеются использовать отсрочку для того, чтобы снабдить публикацию дополнительной информацией о найденных артефактах и о относящихся к ним известных древних текстах. [1]

Описанный выше метод извлечения папирусов из масок мумий — вполне результативный и дает надежные результаты. Претензия, которую предъявляют к исследователям, заключается в том, что маски разрушаются при растворении слоя клея, тем самым  обнаружение новых артефактов происходит за счет уничтожения старых. [4], [5] После извлечения папирусов их собственниками становятся обладатели масок — музеи или частные коллекционеры. [1] Как заметил К. Эванс, маска, в которой был обнаружен папирус с евангельским фрагментом, не представляла особой музейной ценности. [1]

На протяжении почти 100 лет наиболее древней из известных рукописей Нового Завета считался папирус 52, известный так же, как папирус из библиотеки Райленда,  Rylands Library и приобретенный в 1920 г. на египетском рынке Бернардом Гренфеллом. Он датируется примерно 125 г. и содержит фрагмент текста евангелия от Иоанна 18:31-33 (на лицевой стороне) и 18:37-38 (на обороте). Данный папирус давал основание утверждать, что Евангелие от  Иоанна написано либо в конце I в., либо в начале II в., поскольку он предствляет собой не автограф (оригинал) рукописи, а одну из копий. Это совпадало с церковным представлением о времени написания четвертого Евангелия.

Церковная традиция относит написание первых трех (синоптических) Евангелий к периоду до разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма римлянами в 70 г. Датировка основывается на внутреннем свидетельстве текста синоптических Евангелий (где ничего не говорится о разрушении Храма, не так подробно и динамично, как в Евангелии от Иоанна, изложена полемика Христа с иудеями и др.) и на сведениях, приводимых авторами древней Церкви.

Эта датировка неоднократно подвергалась сомнению и пересмотру западными библеистами в XIX-XXI вв., скептически относившимися к историзму новозаветных текстов. В частности, позднюю датировку Евангелия от Марка предлагали представители школы «исторического Иисуса», пытавшиеся среди «мифических» (с их точки зрения) новозаветных повествований выделить достоверное зерно. Из современных представителей данного направления можно указать, например, Джорджа Уэллса, который датирует написание Евангелия от Марка 90 г. и считает, что по причине большого временного отрыва от времени евангельских событий последние изложены в нем недостоверно. [6, с. 24]

Однако если подтвердится, что новонайденный фрагмент Евангелия от Марка, который представляет собой копию, датируется 80-ми годами (или 90 г.), это будет означать, что его оригинал написан на несколько десятилетий раньше. Тем самым через археологический артефакт получит дополнительное подтверждение церковная традиция датировки второго Евангелия и основанное на ней православное толкование.

     Материал подготовил проректор по научно-богословской работезаведующий  кафедрой библеистики протоиерей Димитрий Юревич


[1]  Jarus O. Mummy Mask May Reveal Oldest Known Gospel // LiveScience.com. — URL:http://www.livescience.com/49489-oldest-known-gospel-mummy-mask.html (дата обновления: 18.01.2015; дата обращения: 31.03.2015).

[2] Mark strikes back: Mummy cartonnage and Christian apologetics, again… // Faces and Voices. URL:https://facesandvoices.wordpress.com/2014/11/25/mark-strikes-back-mummy-cartonnage-and-christian-apologetics-again/  (дата обновления: 25.11.2014; дата обращения: 31.03.2015).

[3] First-Century Fragment of Mark’s Gospel Found!? // Daniel B. Wallace Blog. — URL:http://danielbwallace.com/2012/03/22/first-century-fragment-of-marks-gospel-found/ (дата обновления: 22.03.2012; дата обращения: 31.03.2015).

[4] Dr. Craig Evans on First Century Fragment of Mark // Portable Antiquity Collecting and Heritage Issues. URL: http://paul-barford.blogspot.ca/2014/11/dr-craig-evans-on-first-century.html (дата обновления: 24.11.2014; дата обращения: 31.03.2015).

[5] Farrell J. Fragments of Mark’s Gospel May Date to 1st Century // Forbes. — URL:http://www.forbes.com/sites/johnfarrell/2012/02/27/fragments-of-marks-gospel-may-date-to-1st-century/(дата обновления: 27.02.2012; дата обращения: 31.03.2015).

[6] Хабермас Г.Р. Исторический Иисус. Древние свидетельства жизни Иисуса / Г.Р. Хабермас 
— Симферополь, 2013. — 296 с.



СПбДАиС

Для того, чтобы оставить комментарий, вы должны зарегистрироваться и авторизоваться на сайте
Сменить пароль
Забыли пароль
Если вы забыли пароль, введите E-Mail.
Контрольная строка для смены пароля, а также ваши регистрационные данные, будут высланы вам по E-Mail.
Авторизация
Авторизуйтесь через:
Используйте вашу учетную запись VKontakte для входа на сайт.
Используйте вашу учетную запись на Twitter.com для входа на сайт.
или заполните форму ниже:
Забыли пароль
Регистрация
Для получения возможности подписаться на новости сайта, оставлять отзывы и комментарии, иметь доступ к специальным разделам Вы можете бесплатно зарегистрироваться на сайте.