Для поклонения верующих на Крестопоклонную неделю (с вечера 14 по 21 марта) в храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова Санкт-Петербургской православной духовной академии будет принесен Крест (деревянное старинное Распятие) с подлинной частицей Животворящего Креста Господня.
Принесение святыни осуществит Филиал Центра по изучению православных святынь (христианских реликвий), который открылся и начал свою деятельность на территории Санкт-Петербургской епархии по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия в 2014 г. Главный центр располагается в Москве при Российском православном университете св. ап. Иоанна Богослова и действует уже несколько лет. Основная деятельность центра – научное изучение христианских святынь (мощей святых, священных предметов), установление их подлинности и поиск возможностей для временного принесения или постоянного пребывания этих святынь в пределах Русской Православной Церкви.
К престольному празднику храма Духовной академии в Санкт-Петербурге – дню св. ап. Иоанна Богослова 9 октября 2014 г. – благодаря усилиям директора Центра по изучению православных святынь Михаила Артеева и попечителя Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии Владислава Жуковича, по благословению ректора Духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия филиал Центра в Санкт-Петербурге передал в дар для постоянного пребывания в академическом храме ковчег со святыми мощами шести самых известных богословов христианского мира: святителей Амвросия Медиоланского, Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, блаженных Августина Иппонского и Иеронима Стридонского.
О том, как столь значимая святыня христианского мира – частица Животворящего Древа –оказалась в Санкт-Петербурге, рассказал М. Артеев. По его словам, история большинства древних христианских святынь восходит к Константинополю, который был разграблен в начале XIII века.
«Многие предметы и святыни великого города попали в Западную Европу. В каждом случае важно тщательно проверить историю святыни, подлинность прилагаемых документов (ведь перенесение и переложение реликвий документировалось на западе). В данном случае принесенные в Санкт-Петербург распятие старой голландской работы, являющееся современником Петра Великого и часть Животворящего Креста, отделенная от сохраняемой в Риме великой христианской святыни, долгие годы пребывали в часовне французской семьи, чей предок был высокопоставленным служителем Западной церкви.
По изучении истории святыни и знакомстве с удостоверяющим документом, оригинал которого, выписанный в свое время епископом-хранителем святынь Рима сохранился, мы сопроводили столь важную святыню епископу Корсунскому Нестору, который освидетельствовал ее, переложил в новый специально изготовленный золотой реликварий и опечатал. После этого святыня прибыла в Санкт-Петербург».
– рассказал директор Центра по изучению православных святынь.
Приглашаем христиан Северной столицы и гостей нашего города поклониться великой святыне – частице Животворящего Древа Креста Господня на Крестопоклонной неделе Великого поста.
Адрес Духовной академии в Санкт-Петербурге: Набережная Обводного канала д. 17. Станция метро: Площадь Александра Невского. Вечернее богослужение Крестопоклонной Недели начнется в 18.00.
Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже саму смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест. <…> Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться. <…>
Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. <….> Должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.
(Преподобный Иоанн Дамаскин, Точное изложение православной веры, кн. 4)