Только в России есть такой интересный праздник — Старый новый год. Он не только содержит память о прежнем славном имперском прошлом, но и связывает нас с вечным церковным настоящим. Церковное воспоминание этого дня — Господский праздник, день Обрезания Господа нашего Иисуса Христа. В этот день на великой Вечерне читаются слова книги Бытия, говорящие об установлении обычая обрезания:
«Явился Господь Авраму и сказал ему: “Я – Бог твой; твори угодное предо Мною и будь непорочен; и положу завет Мой между Мною и между тобою, и умножу тебя весьма. И будешь ты отцом множества народов, и не будешь (больше) называться именем своим Аврам, но будет имя тебе: Авраам, ибо отцом многих народов Я назначил тебя. И весьма, весьма возращу тебя, и произведу от тебя народы, и цари от тебя произойдут. И поставлю завет Мой между Мною и [между] тобою и между семенем твоим после тебя в роды их заветом вечным, и буду им Богом”. И пал Авраам на лицо своё и поклонился Господу. И сказал Бог Аврааму: “Ты же будешь соблюдать завет Мой, ты и семя твое после тебя в роды их. И это завет [Мой], который ты будешь соблюдать, между Мною (и вами,) и между семенем твоим после тебя в роды их: [будет обрезан у вас весь мужской пол.] Обрезывайте плоть вашу крайнюю: и это будет знамением завета между Мною и вами (и между семенем твоим после тебя в роды их). И восьми дней да будет обрезан у вас всякий младенец мужского пола в роды ваши. [А необрезанный] мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей в день восьмой, истребится душа та из рода своего, ибо завет Мой он нарушил». (Быт 17:1–2, 4–7, 3, 9–12, 14).
Итак, обрезание служит неким символом завета между Богом и Авраамом, а затем — избранным народом, а также знаком причастности к нему. Христос, как потомок Авраама по плоти, претерпел обрезание по закону на восьмой день после Рождения. Отметим, однако, что это и день дарования имени, чудесно предреченного Ангелом прежде рождения Иисуса.
Но Первого января мы празднуем также память святителя Василия Великого, скончавшегося 1 января 379 года. Позднее его память в Иерусалимской традиции стала основой для праздника святых иерархов. В народном сознании память великого Кесарийского епископа, огненного столпа Православия, заслонила праздник Обрезания Господня. Достаточно вспомнить известную колядку:
«А что первый Праздник — Рождество Христово.
А другий-то праздник — святаго Василя.
А что третий праздник — святое Крещенье».
И у некоторых появляется мысль: а что мы празднуем? Разве Христос не упразднил обрезание и не даровал нам Святое Крещение? Более того, разве не пишет св. апостол Павел в послании к Филиппийцам: «Берегитесь обрезания?» (Флп. 3:3). Все это так. Однако послания св. апостола Павла надо читать целостно и глубоко. Сразу же после этого предупреждения следуют такие слова: «Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся» (Флп. 3:4). В толковании на это место святитель Феофилакт Болгарский говорит следующее:
«Если, говорит, следует искать обрезания, то вы найдете его у нас, которые духовно, то есть душою и умом служим Богу. Обрезанные в душе и ею служащие Богу — вот кто имеет истинное обрезание, настолько высшее, насколько душа выше тела. Не сказал: у нас есть обрезание, но: мы, ибо человек — это и есть обрезание, соединенное с добродетелями».
Что же тогда иудейское обрезание для св. апостола Павла? Простое отсечение плоти, по словам свт. Феофилакта, потому что оно перестало быть законным. Однако, утратив свое внешнее обрядовое значение, обрезание сохранило свой духовный смысл, о котором говорит апостол в послании к Колоссянам: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол. 2:11). Изъясняя эти слова, святитель Феофилакт говорит:
«Дивное благодеяние, что вы во Христе получили обрезание. Ибо не человеческая рука совершила это обрезание плоти, но Дух Святой: обрезывается не часть, но весь человек. Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, — жизнь греховную и вообще плотскую».
Иными словами, обрезание — символ крещения, как снятия ветхого человека, временами весьма болезненного. Невольно вспоминается сказочная повесть К.С. Льюиса «Покоритель зари», где мальчик Юстас из-за своей жадности превратился в дракона. А вот как он вновь стал человеком:
«Тогда лев (который символизирует Христа — В.В.) сказал: “Дай-ка я сам тебя раздену”. Я очень боялся его когтей, но теперь мне было все равно, и я послушно лег на спину. Он дернул шкуру, и мне показалось, что он мне сердце разорвет. А когда она стала слезать, боль была такая, какой я в жизни не знал. Выдержал я от радости: наконец-то шкура сойдет! Ты, наверное, знаешь, когда сковыриваешь болячку – и больно, и приятно, что она сходит. Ну, так вот, он содрал эту мерзкую шкуру, как трижды сдирал я, только теперь было больно, и бросил ее на землю. Она была гораздо толще, грязнее и гнуснее, чем три первые. А я вдруг стал гладкий, как очищенный прутик, и очень маленький… Тут он подхватил меня лапами – тоже очень больно, без кожи-то! – и швырнул в воду. Вода обожгла меня, но через мгновение стало хорошо – я плавал, плескался, нырял, пока не почувствовал, что рука уже не болит. Тогда я и увидел, в чем дело: я снова превратился в человека».
Обрезание символизирует снятие нашей греховной шкуры, задубелой от наших грехов и пороков.
Но нуждался ли в подобном символе Христос? Конечно, нет: Он совершает его для нас, ради нашего спасения, ради нашего очищения. В празднике Обрезания мы видим парадоксальное сочетание Божественного величия и человеческого смирения:
«Сходяй Спас к роду человеческому / прият пеленами повитие, / не возгнушася плотскаго обрезания, / осмодневен по Матери, Безначальный по Отцу, / Тому, вернии, возопиим: / Ты еси Бог наш, помилуй нас».
Именно Божественное смирение дало возможность исполниться законным повелениям и пророческим проречениям:
«Не устыдеся Всеблагий Бог / плотским обрезанием обрезатися, / но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению, / ибо закона Творец законная исполняет / и пророков проречения, яже о Нем. / Иже вся содержай горстию и пеленами повивыйся, / Господи, слава Тебе».
Вот как созерцает Праздник Обрезания святитель Николай (Велимирович):
«Будем созерцать обрезание Господа Иисуса и
1. Его славу в небесном царствии, где Херувимы служат Ему со страхом и трепетом.
2. Его уничижение и смирение в чине обрезания, определенном для грешников.
3. сердце свое, насколько оно само обрезано от грешных помыслов, пороков и страстей».
И в завершение позвольте предложить наш перевод стихотворения святителя Николая (Велимировича) на день Обрезания Господня:
Миру, человеку дал закон Создатель.
И пред ним смирился, Ты, Законодатель.
Добровольно, Сильный, был за нас им связан,
В день восьмой телесно Сам Ты был обрезан.
И. закон исполнив, все соделал новым,
Обрезанье плоти заменив духовным,
Чтоб нечисты страсти все мы отвергали
И с душою чистой на Тебя взирали,
Волю тела духом мы бы отсекали,
Твою волю, Спасе, мы бы исполняли.
Этим в обрезаньи Ты нас научаешь,
Свой пример подобно пламени являешь.
И Василий дивный, сродственный сиянью,
Поколенья учит этим обрезаньем.
Твоему рабу днесь иерарху слава
За величье духа и смиренье нрава.