Мы празднуем Рождество и не осознаём, что сама возможность празднования - это неизреченная милость и дар Божий. Так, смотря на мирное небо, мы не помышляем, что на нас могут сыпаться с него не снежинки, а бомбы и снаряды», - говорится в Рождестванском послании епископа Тарского и Тюкалинского Савватия, фрагмент которого приводится ниже.
«Когда Апостола Андрея во время мучения перед распятием заточили в темницу, весь город восстал на правителя, чтобы освободить святого человека. Но святой Апостол удержал их, говоря:
"Не превращайте мира Господа нашего Иисуса Христа в диавольский мятеж, ибо Господь наш, будучи предан на смерть, показал всякое терпение, и не было слышно на улицах гласа Его, посему и вы будьте спокойны. Не только не делайте препятствий моему мученичеству, но сами, как добрые подвижники и воины Христовы, приготовляйтесь к тому, чтобы терпеливо понести на своем теле всевозможные истязания и раны. И если и нужно бояться страданий, то надлежит бояться тех, которые начинаются, с тем чтобы никогда не иметь конца. Временные же страдания, если они незначительны, переносятся легко; если же они велики, то скоро, удалив из тела душу, сами окончатся. Посему будьте готовы к тому, чтобы чрез временные скорби перейти к вечной радости, где будете веселиться, всегда процветать и всегда царствовать со Христом".
Когда слуги хотели отвязать его от креста, то святой Андрей воскликнул громким голосом: "Господи Иисусе Христе! Не попусти мне быть снятым со креста, на котором я повешен за имя Твое".
Вот какого первого крестителя даровал Господь Руси. Вот какой дух всеян в душу нашего народа. Следующее массовое крещение было при князьях Аскольде и Дире, затем при княгине Ольге. В полноте же веру Христову наш народ принял при святом князе Владимире, 1000-летие со дня преставления которого мы празднуем. Русь, поклонившись Богомладенцу, уязвилась Христовою любовью, потеряла вкус к временной правде, ранее добиваясь которой проливала братскую кровь. Для захвата временных благ обыкновенно проливать кровь брата. Для стяжания вечных благ обыкновенно полагать душу свою.
Общаясь с беженцами из Украины, я узнал о главном богатстве России. «Не хочется уезжать, хорошо тут у вас», - говорит мне гость тайги из далёкой Новороссии. "Что же здесь хорошего?" - спрашиваю и слышу обычный, но такой неожиданный ответ: «Тихо у вас».
Горе, очистив ум, делает его способным к постижению тайн миробытия, недоступных обывателям. Мы считаем, что тишина - это лишь отсутствие слов. Но святые говорили, что молчание - таинство будущего века, а слово - это орудие века сего. "На кого воззрю, - говорит Господь, - только на кроткого и молчаливого и на трепещущего словес Моих".
Мы празднуем Рождество и не осознаём, что сама возможность празднования - это неизреченная милость и дар Божий. Так, смотря на мирное небо, мы не помышляем, что на нас могут сыпаться с него не снежинки, а бомбы и снаряды. В называющей себя цивилизованной Европе празднование Рождества упразднено. Где-то в мире за произнесение одного только слова «Рождество» люди осуждаются на смертную казнь.
Вновь и вновь обращаюсь к вам словами Святителя Григория Богослова: "Итак, будем праздновать не пышно, но божественно, не по–мирскому, но премирно, не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать, праздник нашего Владыки и Господа. Не будем стараться превзойти друг друга невоздержанностью, особенно, когда другие, созданные из одного с нами праха и состава, алчут и терпят нужду". В эти дни испытаний для Руси особенно позаботимся о нуждающихся жителях Украины и России и всех, через кого посетит нас Господь».