Михаил Иванович Фролов – доктор исторических наук, профессор, ветеран Великой Отечественной войны. Он родился 2 ноября 1924 года в Москве. В 7 лет он потерял отца. Растили его и пятерых его братьев и сестер мама и бабушка. Михаил Иванович вспоминает, что жили бедно; когда перед выпуском из школы ему купили новые брюки, это было настоящим праздником. Но, несмотря на лишения, жила их семья дружно и радостно. Бабушка и мама были верующими и о Боге не забывали, несмотря на повсеместное закрытие храмов и гонение на веру. Еще в детстве и юности Михаила возмущало это до глубины души, особенно когда рушили храмы: как можно поднять руку на такую красоту?
Он добровольцем пошел в артиллерийское училище, хотя его, блестящего математика, приглашали в Московский университет. С июля 1944 года – в действующей армии. Осенью 1944 года воевал в Восточной Пруссии, в должности командира взвода управления, а затем начальника разведки артиллерийского гаубичного дивизиона. Участвовал в Висло-Одерской операции, затем освобождал Гдыню, Гданьск, Кенигсберг. Неоднократно ходил в атаку, вступал в рукопашный бой с немцами, дважды был ранен. Михаил Иванович не раз говорил: «В окопах атеистов не бывает». Он вспоминал, как в минуту опасности, когда рядом неожиданно оказались немцы, комсорг их дивизиона истово перекрестился. Тогда Бог сохранил их обоих.
За мужество и героизм М.И. Фролов награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «За боевые заслуги» и многими другими наградами. Он отдал вооруженным силам 40 лет жизни, дослужившись до полковника.
Еще до выхода в отставку, в 1978 году, М.И. Фролов опубликовал монографию «Артиллеристы в боях за город Ленина», в которой на большом фактическом и архивном материале была подробно показана роль артиллерии в обороне блокированного Ленинграда. Эта монография стала началом плодотворной деятельности М.И. Фролова как руководителя научной исторической школы «История Ленинградской блокады».
Он опубликовал 220 научных и методических работ, в том числе 15 монографий, из них 5 персональных. Среди них такие, как «Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев 1941–1944 гг.» (СПб., 2004), «Великая Отечественная война 1941–1945 гг. в немецкой историографии» (СПб., 2008), «И нам уроки мужества даны» (СПб., 2012). В настоящее время М.И. Фролов является профессором Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, заведующим университетским Научно-образовательным центром исторических исследований и анализа, вице-президентом Академии военно-исторических наук, действительным членом Российской академии естественных наук. М.И. Фролов активно выступает в средствах массовой информации, в том числе в интернете – на портале «Русская народная линия» и «Православие.ру».
Мы сердечно поздравляем Михаила Ивановича с юбилеем, желаем ему дальнейших творческих успехов, мира, крепкого здравия, спасения, во всем благого поспешения и многая лета.
Диакон Владимир Василик
***
Награды Родины
22 июня 1941 года – по церковному календарю это День всех святых, в земле Российской просиявших, – нацистская Германия напала на Советский Союз. С первых же дней войны Русская Православная Церковь, продолжая вековую традицию, посвятила себя защите Отечества. В этот же день Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий обратился к народу с посланием «Пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви». В нем, в частности, говорилось:
«Фашистские разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю… Но не в первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. Божией помощью и на сей раз он развеет фашистскую вражескую силу… Нам, пастырям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешишь, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией… Православная наша Церковь всегда делила судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь»[1].
Патриарший престолоблюститель благословил верующих на борьбу за оборону Отечества. Это послание зачитывалось в храмах, и многие уходили на фронт, на смертный бой с врагом, благословленные Церковью.
Незабываемо яркое слово было сказано митрополитом Алексием за Литургией в кафедральном соборе в Москве 10 июля 1941 года:
«Патриотизм русского человека ведом всему миру. По особенным свойствам русского народа он носит особый характер самой глубокой, горячей любви к своей родине… Когда Родина в опасности, тогда особенно разгорается в сердце русского человека эта любовь… Не только как на священный долг смотрит он на дело ее защиты, но это есть непреодолимое веление сердца, порыв любви, который он не в силах остановить, который он должен до конца исчерпать… И теперь русский народ в беспримерном единстве и с исключительным порывом патриотизма борется против сильного врага, мечтающего раздавить весь мир и варварски сметающего на своем пути всё то ценное, что создал мир за века прогрессивной работы всего человечества. Борьба эта не только борьба за свою родину, находящуюся в великой опасности, но можно сказать – за весь цивилизованный мир, над которым занесен меч разрушения».
Обратим внимание: иерархи Русской Православной Церкви видели, что Советская Россия, Советский Союз спасет мир и человеческую цивилизацию, а сегодня, увы, немало в нашей стране тех, кто стремится облить грязью Россию и ее прошлое, приравнивают в войне фашистскую Германию к СССР с одной целью: оправдать разрушение и уничтожение великой страны[2].
В храмах служили молитвы о даровании победы. За богослужением возносились молитвы «О еже подати силу неослабну, непробориму и победительну, крепость же мужеству воинству нашему на сокрушение врагов и супостат наших и всех хитрообразных их наветов»[3].
14 октября 1941 года митрополит Сергий призвал «пожертвованиями содействовать нашим доблестным защитникам». И этот призыв Патриаршего местоблюстителя оказал моментальное действие: приходские общины стали вносить в фонд обороны крупные денежные пожертвования.
Верующие и духовенство Ленинградской епархии в Фонд обороны за годы войны внесли более 5 млн. рублей[4]. Троицкая община в Горьком собрала в Фонд обороны миллионы рублей и много теплых вещей. По всей же стране через Церковь поступило 300 миллионов рублей[5]. Собранные Церковью средства шли и на содержание раненых, в помощь детям-сиротам, потерявшим на войне родителей, на подарки бойцам Красной армии, шефство над госпиталями и т.д. При храмах создавались санитарные пункты и убежища для престарелых и беспризорных детей.
30 декабря 1942 года Патриарший престолоблюститель митрополит Сергий обратился к верующим с призывом: «Соорудим на наши церковные пожертвования прихожан колонну танков имени Дмитрия Донского. Пусть наша церковная колонна понесет на себе… благословение Православной нашей Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехах русского оружия…» И не осталось ни одного храма, ни одной церковной общины в стране, которые были бы в стороне от этого священного долга, кто уклонился бы от такого участия в деле спасения Родины. Уже через четыре месяца было собрано свыше 8 млн. рублей и большое количество золотых и серебряных вещей. В том числе духовенство и верующие Москвы и Московской области внесли свыше 2 млн. рублей[6]; 1 млн. составила сумма пожертвований прихожан блокадного Ленинграда[7].
Вносились также пожертвования на авиаэскадрилью имени Александра Невского. Так, духовенство и верующие Горьковской области собрали на эскадрилью имени Александра Невского 1 млн. 40 тыс. рублей, в том числе протоиерей А.А. Архангельский пожертвовал из своих средств 200 тыс. Это был далеко не единственный личный взнос церковного служителя. Настоятель Казанской церкви города Кузнецка Пензенской области протоиерей А. Михайлов внес на постройку боевой эскадрильи 110 тыс. рублей. Священник Успенской церкви города Ижевска Владимир Стефанов пожертвовал 273 тыс. рублей[8]. Можно привести еще множество примеров личных пожертвований духовенства на строительство танковой колонны «Дмитрий Донской» и эскадрильи «Александр Невский».
Активная патриотическая деятельность духовенства и верующих Русской Православной Церкви возвращала ее былой авторитет, поднимая престиж церковного руководства в глазах верующих, обуславливая сдвиги в государственных церковных отношениях. Коренные перемены в этих отношениях последовали после приема Сталиным 4 сентября 1943 года виднейших православных иерархов: Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), Ленинградского митрополита Алексия (Симанского) и экзарха Украины митрополита Николая (Ярушевского).
Результат беседы Сталина с иерархами РПЦ, как отмечал митрополит Иоанн (Снычев), превзошел все ожидания. Все до единого вопросы, поставленные иерархами, были решены положительно и столь радикально, что принципиально изменили положение Православия в СССР[9]. Был решен самый главный вопрос – принято решение о созыве Архиерейского Собора и выборах Патриарха, престол которого 18 лет пустовал. Возобновил свою деятельность Священный Синод. Были открыты духовные учебные заведения – академии и семинарии. Церковь получила право печати и издания литературы. 8 сентября 1943 года в Москве состоялся Архиерейский Собор, избравший Патриархом всея Руси митрополита Московского Сергия (Страгородского).
Коренные перемены в положении РПЦ создали еще больше возможностей для ее деятельности во имя победы над фашизмом. Справедливо отмечено, что удивительное самоотвержение, великодушие, беспримерное мужество, которые явил наш народ в период Великой Отечественной войны, и есть вклад Русской Православной Церкви в Победу над богоборческой чудовищной по своей жестокости силой германского фашизма[10]. Духовное попечение людей в годы войны давало силу и самоотверженность русскому воину, мудрость и умение его полководцам[11].
Митрополит Алексий: «Сила Православия осеняла всю нашу историю, делала народ единым, объединенным в своих вековых великих святых»
В докладе на заседании Архиерейского Собора в сентябре 1943 года «Долг христиан перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны» митрополит Алексий отметил: «Народ чувствует свой долг перед Родиной, в нем живет сознание правды нашей брани, а в среде… верующего народа – с народной своею Православной Церковью. Сила Православия осеняла всю нашу историю, делала народ единым, объединенным в своих вековых великих святых…»[12]
Так на Архиерейском Соборе отметили великую значимость веры православной и Русской Православной Церкви в сплочении народа во время тяжелейшей борьбы со смертельным врагом.
Заслуги Русской Православной Церкви перед народом и страной в годы Великой Отечественной войны были высоко отмечены и советским правительством. Многие церковнослужители были награждены государственными наградами.
Уже в октябре 1944 года в Москве, в торжественной обстановке в Совете по делам Русской Православной Церкви, были вручены медали «За оборону Москвы» митрополиту Николаю и 12 протоиереям – за все дела и средства помощи святому делу борьбы с фашизмом. Медалью за «Оборону Москвы» были награждены также архиепископ Куйбышевский и Сызранский Алексий (Палицын) и епископ Кировоградский Сергий (Ларин), отсутствующие в это время в Москве. Выступая на церемонии вручения наград, председатель Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпов дал высокую и точную оценку деятельности духовенства в годы Великой Отечественной войны. Он сказал: «В своих речах, проповедях и обращениях к верующей части населения епископат и духовенство Патриаршей Православной Русской Церкви укрепляли веру в победу, вселяли дух мужества, призывали к патриотическим подвигам в труде, в деле укрепления обороны страны и, в частности, в деле защиты Москвы – славной столицы нашей Родины…» А в своем обращении к получившим награды пастырям митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий отметил, что «эти награды побудят духовенство… с еще большим рвением отдаться делу возбуждения в пасомых духа любви к Родине и готовности отдать ей свои силы»[13].
Это было не единственное награждение московского духовенства медалью «За оборону Москвы». 4 января 1945 года медаль «За оборону Москвы» была вручена протоиереям И.И. Сарычеву, К.А. Алексееву и А.П. Смирнову, который от имени награжденных сказал: «Медаль “За оборону Москвы” на своей обратной стороне имеет надпись “За нашу советскую Родину”. Наша Родина – это святыня сердца. Еще в 1851 году поэт Никитин в своем патриотическом стихотворении, посвященном Родине, говорил:
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,
Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!
От наших предков из рода в род передается всем поколениям в нашей земле чувство глубокой любви к своему Отечеству… Современные патриотические песни говорят о нашей общей любви к родной Земле в таких словах: “Как невесту, Родину мы любим, / Бережем, как ласковую мать!” Великая священная освободительная война дала нам со всею яркостью почувствовать всю правду этих слов и зажгла в нашем сердце готовность отдать все свои силы на служение нашей Родине». Он подчеркнул, что награду страны священнослужители будут «носить на своей груди… как символ нашей глубокой преданности своему Отечеству и безграничной любви к дорогой и священной для нас Москве»[14].
За патриотические подвиги в тяжелую годину военных испытаний медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» были награждены 37 клириков из числа московского духовенства. 31 августа 1946 года первому медаль была вручена Патриарху Московскому и всея Руси Алексию в Патриархии, перед началом заседания Совета по делам РПЦ. Затем на заседании Совета медаль вручили еще 36 иерархам и клирикам Московской епархии. Среди них архиепископу Дмитровскому Виталию, архиепископу Чешскому и Пражскому (б. Ростовскому) Елевферию, епископу Можайскому Макарию и другим[15]. Ранее в Кремле медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» была вручена митрополиту Крутицкому Николаю[16].
Этой медалью и медалью «За оборону Ленинграда» были награждены 17 пастырей Ленинграда[17].
По публикациям в «Журнале Московской Патриархии» за 1945–1948 годы, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» награждены служители: Московской области (53 служителя)[18], Курской епархии (9 духовных лиц)[19], Черновицкой епархии (8 церковнослужителей)[20], Молотовской епархии (6 духовных лиц)[21], Курской епархии (3 духовных лица)[22], Ростовской епархии (6 духовных лиц)[23], Одесской епархии (3 духовных лица)[24], Харьковской епархии (3 духовных лица)[25], Сумской епархии (5 церковнослужителей)[26], Днепропетровской епархии (7 духовных лиц)[27], Орловской епархии (7 духовных лиц)[28], по г. Киеву (4 священнослужителя)[29], по Киевской области (7 священнослужителей)[30].
Среди награжденных экзарх Украины, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, архиепископ Курский и Белорусский Питирим, архиепископ Куйбышевский и Сызранский Алексий, архиепископ Новосибирский и Барнаульский Варфоломей, архиепископ Харьковский и Богодуховский Стефан, архиепископ Днепровский и Запорожский Андрей, архиепископ Орловский и Брянский Фотий, епископ Черновицкий и Буковинский Феодосий, епископ Одесский и Херсонский Сергий, епископ Сумской и Ахтырский Иларион, благочинные округов, настоятели церквей и монастырей, священники сёл, протодиаконы, церковные старосты и др.
Безусловно, самым ярким признанием значения патриотической деятельности РПЦ, ее роли в достижении победы над фашизмом явилось награждение орденом Трудового Красного Знамени Патриарха Московского и всея Руси Алексия за выдающиеся заслуги в деле организации патриотической работы в период Великой Отечественной войны[31].
В ответном слове после вручения ему ордена председателем Президиума Верховного Совета СССР Шверником 23 августа 1946 года в Кремле Патриарх Алексий сказал: «Если в тяжелую годину военных испытаний нашей Родины служители Церкви с честью выполнили свой патриотический долг перед нею, то с сугубым усердием они будут и во время мирного строительства полагать свои силы на выполнение этого же долга и этим оправдают то высокое доверие, которое нам оказывает… наше правительство»[32]. Так оно и произошло.
Прошло время. Искусственно воздвигаемое многие годы противостояние государства и Русской Православной Церкви окончилось, и власть воздала должное не только роли Церкви в годы тяжелых испытаний войны с фашизмом, но и на всем протяжении истории нашего государства.
«Россия всегда была очень патриархальной и религиозной страной, в которой Церковь всегда играла огромную роль, – отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин, – и была государствообразующим институтом, и моральной школой, и в известной степени даже административным фактором. В России моральная составляющая всегда являлась очень существенной для состояния общества и государства… Я убежден, что государство должно поддерживать Церковь»[33].
[1] Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП). 1994. № 5. С. 122–129.
[2] См.: Ганичев Валерий. Православие – это победа // Русь державная. 2001. № 5 (84). С. 3.
[3] Цыпин Владислав, протоиерей. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну // Новая и новейшая истории. 1995. № 2. С. 43.
[4] См.: Фролов М.И. Блокада Ленинграда. Мифы, легенды, реальность. СПб., 2014.
[5] Ганичев Валерий. Православие – это победа. С. 3.
[6] Николай, митрополит. Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Дмитрия Донского // ЖМП. 1943. № 2. С. 30.
[7] Шкаровский М.В. Религиозная жизнь Ленинграда в годы войны // Ленинградская эпопея – феномен мировых историй. СПб., 1998. С. 273. Есть данные о том, что верующие Ленинграда пожертвовали на танковую колонну около 2 млн. рублей. См.: IV Царскосельские чтения. Т. 1. СПб., 2000. С. 74.
[8] Николай, митрополит. Танковая колонна Русской Православной Церкви имени Дмитрия Донского. С. 31.
[9] Иоанн, митрополит. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. СПб., 1994. С. 320.
[10] Владимир Василик, диакон. Крещение огнем // Завтра. 2013. № 12 (1009).
[11] Архимандрит Кирилл Павлов // Завтра. 2013. № 12 (1009).
[12] Алексий, митрополит. Долг христианина перед Церковью и Родиной в эпоху Отечественной войны // ЖМП. 1943. № 1. С. 9–12.
[13] Шаповалова Антонина. Родина оценила их заслуги // ЖМП. 1944. № 10. С. 20–21.
[14] ЖМП. 1945. № 1. С. 15.
[15] ЖМП. 1946. № 10. С. 26.
[16] Там же.
[17] Фролов М.И. Блокада Ленинграда. Мифы, легенды, реальность. С. 166.
[18] ЖМП. 1946. № 10. С. 61.
[19] Там же.
[20] ЖМП. 1946. № 12. С. 45.
[21] ЖМП. 1947. № 2. С. 31.
[22] Там же.
[23] Там же. С. 39.
[24] Там же.
[25] См.: ЖМП. 1947. № 9.
[26] См.: Там же.
[27] ЖМП. 1947. № 12. С. 49.
[28] Там же. С. 52.
[29] ЖМП. 1948. № 3. С. 53.
[30] Там же. С. 52.
[31] ЖМП. 1946. № 10. С. 3.
[32] Там же. С. 4.
[33] Россия Православная. К 10-летию Общероссийского движения «Россия Православная». Специальный выпуск журнала « Россия Православная». 2007. С. 31.