Римо-католические епископы Польши заняли позицию, осуждающую хэллоуин, говоря, что это языческий праздник, опасный для детей по причине его диавольского характера, и обратились к верующим с просьбой отказаться от него. Так, архиепископ Анджей Дзиега направил пастырское послание христианам своей епархии. В нем говорится, что за увеселениями хэллоуина скрывается намерение подорвать христианскую жизнь. Хэллоуин представляет собой ряд трюков, насаждающих в детях диавольские установки, способные подорвать нравственную и религиозную жизнь людей.
Действительно, на первый взгляд, кажется, что забавное переодевание в вампиров, вурдалаков, колдунов, демонов и т. д. — не более чем фарс, достойный homo ludens, ибо в нем человек высмеивает проявления оккультного. На деле же то, что запечатлевается в чистом уме детей, — это привыкание к магии, оккультному миру, способному разверзнуть демонические горизонты, к колоссальным сверхъестественным силам, превращающемся в лейтмотив жизни детей.
Высмеивание демонов является ничем иным, как приучением к их присутствию, вырыванием их из вечного царства ада и превращением в компашку симпатичных персонажей, которых всегда можно пригласить на ужин. Диавол, человекоубийца с самого начала истории, становится, таким образом, компанейским парнем, заслуживающим чуть ли не сочувствия из-за того невезения, которое с ним стряслось. Отсюда прямая дорога к навязчивым идеям, одержимости бесами, черной магии, сатанистским ритуалам, ритуальным убийствам, самоубийствам, психическим болезням, серийным преступлениям.
Взрослые (да и то не все!) могут отличить вымысел от реальности, фильм от жизни, иллюзию от правды. Но дети живут в мире воображения, где визуальные ориентиры обретают жизнь в их уме и становятся образцами для подражания. Мы уже не удивляемся, что некоторые дети хотят стать колдунами, магами, вампирами или даже бесами. И некоторым это даже удается.
Таким образом, смертельное для человека насилие вводится в общество через парадную дверь под предлогом развлечения. Вместо того, чтобы изгнать бесов из человека и обитаемого мира и отослать их в места пустынные, как это происходит в Крещении и при чтении молитв святого Василия, их зовут, сажают за стол и «воплощают» с помощью облачений и жуткой жестикуляции, подражают им в поведении, и они, конечно же, продолжают оставаться тут долгое время.
Хэллоуин — не языческий праздник, он содержит много отсылок на христианство и является праздником диавольским.
Кто-нибудь скажет, что хэллоуин быстро приходит, а уходит еще быстрее, как запах тыквы и чеснока. Но что остается в подсознании детей, так это та колоссальная допустимость диавола, который приходит всегда, стоит только позвать его в жизнь людей. Нравственный дрейф, банкротство веры, превращение человека в зверя, а затем и в беса с помощью технологической цивилизации, убийств, поголовной депрессии, стадного менталитета — всё это отрасли нечистого духа, которого две тысячи лет изгоняли из жизни людей Святыми Тайнами, а теперь в честь праздника вызывают в сердца тех, кто последует ему, сам того не зная.
Хэллоуин является, таким образом, приобщением к аду, мраку, магии, демонизму, шаманизму, мракобесию, вампирам, вурдалакам. Однако ни один дух даже не заикнется о бесконечной и вечной боли, об огне неугасающем, скрежете зубовном, черве неусыпающем, об одиночестве без конца.
Точно так же Литургия есть приобщение к раю, Жертве Непорочной, молитве напряженной, это анамнез любви, участие — через благодать, историю и вечность, тесно, неразрывно связанные, — в Теле Христовом, Распятом и Воскресшем ради людей, навсегда. Может, кто-нибудь думает, что можно будет нарядиться диаволом и пойти на вечную Литургию?
Итак, на Литургию, а не на хэллоуин!