Дети нуждаются, в том, чтобы родители читали им вслух. Для успешного формирования ребенка такое домашнее чтение имеет исключительное значение не только до тех пор, пока ребенок сам не научился читать, но и в более позднем возрасте.
В последние годы наблюдается резкое сокращение чтения родителей детям. Из-за этого наблюдается плохой уровень коммуникативных навыков у молодых людей, стоящих на пороге взрослой жизни и у начала собственной карьеры.
За счет роста присутствия технологий в нашей жизни у многих ухудшились навыки чтения и записи, а у подрастающего поколения они недостаточно развиваются. Бесчисленные часы телевидения, к сожалению, во многом заменили прочтение книг. Конечно же, это вовсе не так плохо, что существует большое количество качественных и интересных мультфильмов, но они не должны заменять чтение книг.
Кроме того в нашем обществе наблюдается резкое снижение количества родителей, которые тратят свое время для чтения детям. Однако чтение вслух крайне важно как для развития коммуникативных способностей ребенка, так и для налаживания более тесных взаимоотношений между ним и родителями.
Но чтение вслух не подразумевает только простого прочтения текста – это комплексный педагогический процесс, включающий в себя такие моменты как, например, обсуждение текста, рассматривание иллюстраций к нему, оценочную деятельность ребенка и т.д.
В этой статье будет рассказано о некоторых аспектах, на которые Вам следует обратить внимание, чтобы эффективно организовать домашнее чтение и помочь развитию навыков общения вашего ребенка. Эта статья, прежде всего, сосредоточена на детях дошкольного возраста и младшего школьного, потому что именно в этот период происходят самые значимые, формирующие изменения в жизни ребенка.
Книги для домашнего чтения вслух могут и должны включать в себя более сложное содержание, чем текущий уровень развития ребенка. Маленькие дети могут понимать книги и со сложным содержанием, их слуховое восприятие и понимание намного выше, чем их возможности разобраться в письменных знаках. Таким образом, чтение более сложного материала вслух в значительной степени будет способствовать процессу познания ребенком окружающего мира.
Одной из наиболее эффективных стратегий чтения вслух является обсуждение того, что читается. Качественная дискуссия по поводу прочитанного расширит словарный запас, научит грамотно излагать мысли и научит конкретным правилам разговора, например, повествованию и объяснению.
Обсуждение, в ходе которого дети будут размышлять над важными идеями рассказа, окажется наиболее выгодным по сравнению с тем, если они получат быстрый ответ.
В ходе обсуждения следует разобрать нерешенные вопросы, чтобы дети описали и объяснили, что они поняли, вместо того, чтобы вспомнить отдельные слова из текста.
Картинки являются отличительной чертой детских книг, однако исследования показали, что наличие иллюстраций в книге не всегда полезно. Было установлено, что изображения в книге мешают способности ребенка представить самому картину происходящего. Дети полагаются на изображения, чтобы сделать свое представление и таким образом упускают возможность самим сделать представление о происходящем.
В общем, изображения должны быть представлены детям лишь после того, как текст был прочитан и обсужден.
Было замечено, что во время чтения вслух дети ответили на заданные о рассказе вопросы, используя их собственное знания. Отсюда стало важно подчеркнуть разницу между тем, что ребенок получил из истории книги, а что является его собственным знанием.
Например, в истории мы рассказали, что собака Тобик не любит куриные кости. И когда бы мы спросили ребенка, думал ли он, что Тобик хотел их, он бы сказал, да, на основе собственного опыта, но после некоторых полученных знаний, он сможет посмотреть на это с другой стороны.
Улучшение словарного запаса является очевидным преимуществом чтения, так как развитие навыков чтения предполагает увеличение словарного запаса. Одной из самых успешных стратегий в области улучшения словарного запаса – при чтении в вслух выбирать конкретные слова и разъяснять их смысл. Хорошо выбранное слово должно быть незнакомо ребенку, но должно быть из той категории, которое он сможет понять и уяснить.
Хороший способ улучшить словарный запас, при чтении вслух выглядит следующим образом:
«Алексей отказывался покинуть школу без своего друга». “Отказываться” –это означает, что ты не будешь делать то-то или то-то по какой-то причине или без нее. Проговорите это вместе с ним, например:
«Кто-то может не захотеть съесть еду, то есть он отказывается, или же он (она) отказываетсяидти на прием к зубному, потому что это страшно.
Подумайте о том, что вы можете отказаться делать. Cами составьте с ребенком предложение, начав его с таких слов: «Я отказываюсь …»
Это упражнение очень эффективно для увеличения словарного богатства вашего чада.
Таким образом, учитывая приведенные выше аспекты организации процесса домашнего чтения, вы сможете помочь вашему ребенку на должном уровне развить навыки чтения и письма с самого раннего возраста, а также познакомить его с миром книг. Выгоды от чтения предостаточно, а полученные коммуникативные навыки никогда не окажутся лишними. И ваш ребенок непременно скажет Вам «спасибо», когда вырастет.
Сергей Шкурко